Дело № 2-4768/2023
УИД 32RS0027-01-2022-006776-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 августа 2023 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя истца Заруцкой М.Г. – адвоката Яшиной Н.В.,
представителя ответчика Сидоровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заруцкой Марины Геннадиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Заруцкая М.Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 17 марта 2022 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика № 96161/22 от 23 марта 2022 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и в связи с несоблюдением положений ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно указанному решению стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на 31 декабря 2021 г., составляет 21 год 09 мес. 02 дн. Не приняты к зачету в специальный медицинский стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды: с <дата> по <дата> – врач – интерн по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО, с <дата> по <дата> – главный врач Отрадненской амбулатории Брянской ТМО, с <дата> по <дата> – главный врач (заведующий) Брянской Отрадненской амбулатории.
Не согласившись с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости, просит суд включить в специальный медицинский стаж указанные периоды работы, признать за Заруцкой М.Г. выработанный 25-летний медицинский стаж на 1 октября 2020 г., обязать ОСФР по Брянской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 апреля 2022 г.
Представитель истца – адвокат Яшина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Сидорова Т.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковые требования. Указала на то, что не могут быть засчитаны в стаж медицинской деятельности периоды: с <дата> по <дата> – врач – интерн по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, при применении постановления Совета Министров от 6 сентября 1991 г. №464, а детская консультация не поименована, как структурное подразделение ТМО; с <дата> по <дата> – главный врач Отрадненской амбулатории Брянской ТМО. В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, правом на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу. Согласно номенклатуре, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. №377, должность «главный врач» предусмотрена в разделе «Руководители учреждений», т.е. не относится к числу врачебного персонала; с <дата> по <дата>– главный врач (заведующий) Брянской Отрадненской амбулатории, в том числе, работа по совместительству на 0,25 ставки врача педиатра с <дата> по <дата>, поскольку данная должность должна быть подтверждена приказом с оплатой в процентном отношении должностного оклада врача-специалиста (совмещение должностей в пределах своего рабочего времени), а работа по совместительству может быть засчитана, если объем такой работы составляет не менее полной ставки (постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066, постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781). Стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на 31 декабря 2021 г., составляет 21 год 09 мес. 02 дн.
Истец Заруцкая М.Г., представитель третьего лица ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством РФ 16 июля 2014 г. принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в п. п. "н" п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Заруцкая М.Г., <дата> рождения, 17 марта 2022 г. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу не менее двадцати пяти лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Брянской области № 96161/22 от 23 марта 2022 г. Заруцкой М.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и в связи с несоблюдением положений ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно указанному решению, медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на 31 декабря 2021 г., составляет 21 год 09 мес. 02 дн.
При этом, к зачету в специальный медицинский стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии не включены следующие периоды:
- с <дата> по <дата> (10 мес. 26 дн.) – врач – интерн по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, при применении постановления Совета Министров от 6 сентября 1991 г. №464, а детская консультация не поименована как структурное подразделение ТМО.
- с <дата> по <дата> – главный врач Отрадненской амбулатории Брянской ТМО. В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу. Согласно номенклатуре, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. №377, должность «главный врач» предусмотрена в разделе «Руководители учреждений», т.е. не относится к числу врачебного персонала.
- с <дата> по <дата> (03 года 01 мес. 06 дн.) – главный врач (заведующий) Брянской Отрадненской амбулатории, в том числе, работа по совместительству на 0,25 ставки врача педиатра с <дата> по <дата>, поскольку данная должность должна быть подтверждена приказом с оплатой в процентном отношении должностного оклада врача-специалиста (совмещение должностей в пределах своего рабочего времени), а работа по совместительству может быть засчитана, если объем такой работы составляет не менее полной ставки (постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066, постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781).
Проверяя обоснованность заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.
Из трудовой книжки истца Заруцкой М.Г. серия №... следует, что Заруцкая М.Г. с <дата> по <дата> работала врачом – интерном по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО; с <дата> принята на должность главного врача Отрадненской амбулатории Брянской ТМО, с <дата> переведена постоянно на должность заведующей Отрадненской врачебной амбулатории, врача-педиатра, с <дата> переведена на должность врача общей практики Отрадненской врачебной амбулатории, где продолжает работать по настоящее время.
Согласно справке №76 от 21 сентября 2022 г., выданной ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», 4 февраля 1993 г. Брянская центральная районная больница переименована в МУЗ Брянское территориальное медицинское объединение (Постановление №41 от 4 февраля 1993 г. Брянской районной администрации); 14 сентября 2000 г. МУЗ Брянское территориальное медицинское объединение переименовано в МУЗ Брянская центральная районная больница (Постановление №73 от 12 сентября 2000 г. Брянской районной администрации) и (письмо №112/4-1 от 10 июля 2000 г. департамента здравоохранения администрации Брянской области), а также на основании приказа МУЗ Брянского ТМО №76а от 14 сентября 2000 г.; 13 января 2011 г. МУЗ Брянская центральная районная больница переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Брянская центральная районная больница» (ГБУЗ «Брянская ЦРБ») на основании Постановления администрации Брянской области от 23 декабря 2010 г. №1374 «О принятии в государственную собственность Брянской области муниципального учреждения здравоохранения «Брянская центральная районная больница», Устав от 29 декабря 2010 г. Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Брянская центральная районная больница»; 11 апреля 2018 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Брянская центральная районная больница» (ГБУЗ «Брянская ЦРБ») переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Брянская межрайонная больница» на основании приказа департамента здравоохранения Брянской области №268 от 21 марта 2018 г.
Согласно справке Глинищевской сельской администрации №729 от 20 апреля 2023 г., ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» действительно расположено на территории Глинищевского сельского поселения <адрес>.
Из справки Отрадненской сельской администрации №551 от 19 апреля 2023 г. следует, что ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» (Отрадненская врачебная амбулатория) расположена на территории Отрадненского сельского поселения.
Поскольку трудовая деятельность Заруцкой М.Г. протекала только в сельской местности, при оценке её пенсионных прав суд исходит из специального стажа в объеме 25 лет.
В соответствии с положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (Приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. № 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).
Согласно справке ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» №77 от 22 сентября 2022 г., Заруцкая М.Г. была принята в Брянское ТМО врачом – интерном для прохождения интернатуры по педиатрии с <дата> по <дата> с оплатой по 9 разряду ЕТС (приказ №.../к от <дата> по Брянскому ТМО).
Согласно Уставу Муниципального учреждения здравоохранения «Брянское территориальное медицинское объединение» (утв.31 марта 1997 г.), целью создания Учреждения является оказание медицинских и иных услуг населению.
Предметом деятельности Учреждения является осуществление основных видов медицинской деятельности, доврачебная помощь (ФАПы); амбулаторно-поликлиническая помощь (амбулатории, поликлиника, ЦРБ); стационарная медицинская помощь: терапевтическая, эндокринологическая, хирургическая, гинекологическая, неврологическая, офтальмологическая, онкологическая.
При применении Списка профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464 принимается во внимание Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г., Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. № 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. В разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, территориально-медицинское объединение (ТМО) не поименовано.
Вместе с тем, в соответствии с действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений вне зависимости от времени выполнения такой работы.
В соответствии с разъяснениями пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных, подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должности, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Исходя из положений пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федеральное закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 гола № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинической профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что трудовая деятельность истца в период с <дата> по <дата> врачом – интерном по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как работа в сельской местности.
Разрешая требования истца о включении в специальный медицинский стаж периодов с <дата> по <дата> в должности главного врача в Отрадненской амбулатории Брянской ТМО и с <дата> по <дата> главным врачом (заведующей) Брянской Отрадненской амбулатории, суд учитывает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют врачи - руководители учреждений, которые наряду с осуществлением должностных обязанностей руководителя, также выполняют обязанности по осуществлению врачебной деятельности по должности врача - специалиста в пределах основного рабочего времени, осуществляющих врачебную деятельность, в больницах всех наименований, медико-санитарных частях, госпиталях всех наименований, центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Таким образом, работа в качестве руководителя лечебного учреждения может быть учтена в специальный трудовой стаж, если наряду с административной и организационной работой врач-руководитель осуществляет лечебную деятельность по одной из врачебных специальностей.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н, наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель главного врача по медицинской части", "заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом" и др.
Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения (приложение к приказу Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377) главный врач, его заместители относятся к руководителям учреждений здравоохранения (пункт 3.6 Положения, пункт 1 Номенклатуры).
Согласно пункту 5.3 Положения врачам - руководителям учреждений здравоохранения разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере 25% должностного оклада врача соответствующей специальности.
Согласно Уставу Муниципального учреждения здравоохранения «Брянское территориальное медицинское объединение» (утв.31 марта 1997 г.), учреждение имеет в своем составе, в том числе, обособленное подразделение – Отрадненская врачебная амбулатория.
Из справки №2264 от 27 июля 2022 г., выданной ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», следует, что должность «главного врача» и «заведующей» Отрадненской врачебной амбулаторией не являлись освобожденными от осуществления врачебной деятельности.
Согласно акту №202 от 25 мая 2021 г. о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о страховом стаже на соответствующих видах работ, содержащихся в форме СЗВ-К, составленному ГУ-УПФРФ в городском округе г.Брянска (межрайонное), в штатных расписаниях за 1997-2021 г. имеется структурное подразделение «Отрадненская врачебная амбулатория» и в ней штатные должности «главного врача» (1997-2000 гг.), «заведующего амбулаторией» (2001-2002 гг.). В лицевом счете за 1997 г. должность Заруцкой М.Г. именуется как «главный врач», приказом от <дата> №... ей было предоставлено совместительство 0,25 ставки врача-педиатра с <дата> Приказами от <дата> №... и от <дата> №... Заруцкой М.Г. предоставлялось совместительство врача-педиатра на 0,25 ставки на 1998 г. и 1999 г., соответственно. В лицевых счетах за 2000 – 2002 г. должности – «главный врач» и «заведующий амбулаторией», совместительство не усматривается.
Сведения, отраженные в акте пенсионного органа от 25 мая 2021 г., также содержатся в карточках-справках за 1997 - 2002 гг., представленных ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», из которых следует, что Заруцкой М.Г. начислялась заработная плата как руководителю и по совместительству как врачу-педиатру.
Представленной в материалы дела копией диплома от <дата> подтвержден факт направления истца в спорный период на курсы профессиональной переподготовки по общей врачебной практике (семейная медицина).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что работая в должности главного врача и заведующего, Заруцкая М.Г. в рабочее время по основной должности также осуществляла врачебную деятельность в качестве врача-педиатра, а именно вела прием амбулаторных больных, проводила профилактические осмотры, осуществляла госпитализацию больных, назначала лечение, вела амбулаторные карты, выписывала рецепты, осматривала больных.
Данные обстоятельства были установлены судом в ходе судебного разбирательства при проверке амбулаторных карт больных и выписок из истории болезни за спорные периоды.
Справкой №2079 от 31 июля 2023 г., выданной ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», подтверждено, что выполнение Заруцкой М.Г. трудовой функции в качестве врача-педиатра и врача общей практики в периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> осуществлялось во время выполнения трудовых обязанностей по основной должности главного врача и заведующей амбулаторией, то есть в пределах рабочего времени по основной должности. Данный факт находит отражение в первичной медицинской документации (амбулаторные карты пациентов) указанного периода.
Допрошенная в судебном заседании свидетель С. пояснила, что работала вместе с Заруцкой М.Г. в должности фельдшера Отрадненской амбулатории в период с <дата> по <дата> Подтвердила, что Заруцкая М.Г., кроме занимаемой должности главного врача (заведующей), в основное рабочее время вела прием больных, в том числе, детей, выходила на вызовы.
Суд учитывает, что свидетель по делу в результате стечения обстоятельств воспринимает факты, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, и является носителем информации об этих фактах; свидетель не высказывает суждения, включающие субъективную оценку относительно фактов.
Из положений ст. 69 ГПК РФ следует, что свидетели не относятся к субъектам материально-правовых отношений и в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеют юридической заинтересованности в его исходе.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем. Данных о какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела нет, его показания последовательны, дополняют друг друга, соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств подтвержден факт осуществления истцом лечебной деятельности в пределах основного рабочего времени в качестве главного врача.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что трудовая деятельность истца в период с <дата> по <дата> главным врачом Отрадненской амбулатории Брянской ТМО подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как работа в сельской местности; трудовая деятельность истца в период с <дата> по <дата> главным врачом (заведующей), врачом-педиатром Брянской Отрадненской амбулатории подлежит включению в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год.
Учитывая выводы суда о включении истцу в специальный стаж ее работы спорных периодов, с учетом периодов работы, засчитанных ответчиком в бесспорном порядке, суд признает наличие выработанного 25-летнего специального стажа в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 1 октября 2020 г.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
На основании изложенного, с учетом наличия выработанного истцом 25-летнего специального стажа на 1 октября 2020 г., даты обращения истца в пенсионный орган 17 марта 2022 г., суд приходит к выводу, что истец приобрела право на досрочную страховую пенсию с 1 апреля 2022 г., в связи с чем, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заруцкой Марины Геннадиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области включить в медицинский стаж Заруцкой Марины Геннадиевны в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца:
с <дата> по <дата> – врач – интерн по педиатрии в детской консультации Брянской ТМО,
с <дата> по <дата> – главный врач Отрадненской амбулатории Брянской ТМО;
в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год:
с <дата> по <дата> – главный врач (заведующий), врач-педиатр Брянской Отрадненской амбулатории.
Установить, что выработанный медицинский стаж Заруцкой Марины Геннадиевны в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 1 октября 2020 г. составляет 25 лет.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить Заруцкой Марине Геннадиевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 апреля 2022 г.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2023 г.