№12-55/2022
РЕШЕНИЕ
пгт. Каа-Хем 6 июля 2022 года
Судья Кызылского районного суда Республики Тыва Бадмаева Н.Б., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление инспектора 1-го взвода ОР ДПС ГИБДД МВД по РТ ДЕМ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ к административному штрафу и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой указал, что при составлении протокола об административном правонарушении, я пояснял инспектору ГИБДД ДЕМ, при каких обстоятельствах произошло опрокидывание, в том числе, что при себе находились все регистрационные документы на транспортное средство: свидетельство на транспортное средство (СТС), регистрационные знаки транспортного средства, водительское удостоверение, которые были непосредственно представлены инспектору. Однако, несмотря на пояснения, были составлены многочисленные незаконные протоколы об административных правонарушениях. Доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении № и постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ исключительно основаны на предположении сотрудника ГИБДД, поскольку на месте ДТП не находился, свидетелей и очевидцев ДТП нет. Других доказательств нет. Кроме того имеются процессуальные нарушения: протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч.50 мин., а постановление по делу об административном правонарушении № составлено ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 42 мин., то есть, до составления протокола. Тем самым нарушена процедура привлечения к административной ответственности. По требованиям КоАП РФ. сначала составляется протокол об административном правонарушении, а затем на основании протокола выносится решение по делу в виде оформления постановления об административном правонарушении. Просит постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы.
В судебном заседании его представитель ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Выслушав заявителя, изучив доводы жалобы, и представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" паспорт транспортного средства является одним из документов, идентифицирующим транспортное средство.
Согласно части 2 этой же статьи указанного выше Закона регистрационным документом на автомобиль является свидетельство о регистрации транспортного средства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, управлявший транспортным средством не имея при себе регистрационных документов на автомобиль, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно обжалуемому постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в 02:45 часов на А/д Р-257 Енисей 831 км.+500м. ФИО1 в нарушение требований п. 2.1.1 Правил дорожного движения, управлял транспортным средством марки <данные изъяты>, не имея при себе регистрационных документов на данное транспортное средство.
Постановлением инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.3 7 КоАП РФ к административному штрафу в размере 500 рублей.
Из объяснений, данных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании следует, что при составлении протокола об административном правонарушении, я пояснял инспектору ГИБДД ДЕМ, при каких обстоятельствах произошло опрокидывание, в том числе, что при себе находились все регистрационные документы на транспортное средство: свидетельство на транспортное средство (СТС), регистрационные знаки транспортного средства, водительское удостоверение, которые были непосредственно представлены инспектору.
В силу ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент составления постановления инспектором ДПС ДД.ММ.ГГГГ регистрационные документы на транспортное средство у ФИО1 имелись, в связи с чем самого события административного правонарушения и оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности не имелось.
Кроме того, при составлении протокола 17 АО № и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС допущены процессуальные нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1.1. КоАП РФ, протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Обязательным при составлении протокола является указание дата и место его составления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении составляется постановление. (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ)
В настоящем случае протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч.52 мин., а постановление по делу об административном правонарушении № составлено ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 42 мин., то есть, до составления протокола. Тем самым нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление инспектора 1-го взвода ОР ДПС ГИБДД МВД по РТ ДЕМ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ в отношении ФИО1, нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление инспектора 1-го взвода ОР ДПС ГИБДД МВД по РТ ДЕМ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н. Б. Бадмаева