дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... 4 декабря 2023 года
<...> городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Никитенко Т.С.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора Бакулиной Т.С., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика - директора МБОУ СОШ №... ... Батько О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в <...> районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе №... ..., Администрации <...> муниципального района об обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в <...> районах (далее – Управление Роспотребнадзора по ...) обратилось в суд с названным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №... ... (далее – МБОУ СОШ №... ...) по тем основаниям, что в результате проведенной плановой выездной проверки образовательного учреждения установлено, что ответчиком допущены нарушения п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно перед входом в женскую раздевалку (на 1 этаже перед спортивным залом, на потолке и стенах следы течи с крыши), а также актового зала (на потолке и стене перед сценой, над входной дверью следы течи), с учетом частичного устранения на основании Предписания от 22 февраля 2022 года № 37/89-П. Учредителем образовательного учреждения является Администрация <...> муниципального района, что закреплено, в том числе в Уставе МБОУ СОШ № 6 г. <...>. На основании изложенного просил возложить на учреждение обязанность в срок до 1 сентября 2024 года обеспечить устранение указанных дефектов, а в случае отсутствия у МБОУ СОШ № 6 г. <...> денежных средств, возложить на Администрацию <...> муниципального района обязанность профинансировать выполнение указанных требований.
В ходе рассмотрения дела по существу к участию в споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и спорта Республики Карелия.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что после проведения плановой выездной проверки и выявлении ряда нарушений норм действующего законодательства, в адрес ответчика было выставлено представление от 22 февраля 2022 года со сроком его исполнения до 1 сентября 2023 года, однако на момент подачи настоящего искового заявления в суд частично его требования не исполнены. В адрес Администрации <...> муниципального района также было направлено информационное письмо с указанием на выявленные нарушения. С учетом того, что школа является бюджетным учреждением, полностью датируется из бюджета, самостоятельного источника дохода не имеет, считала, что обязанность по финансированию проведения спорных работ необходимо возложить на второго ответчика. Заявленный срок для устранения недостатков считала достаточным, с учетом самых длинных летних каникул.
Представитель МБОУ СОШ №... ... Батько О.И. в судебном заседании заявленные требования признала частично. Указала, что в школе длительное время происходят залития в связи с протечками кровли, из-за чего и образуются следы потеков на стенах. Просила обратить внимание, что все нарушения выявлены в проходных зонах, то есть на жизнь и здоровье несовершеннолетних влияют в меньшей степени. В настоящее время учреждение подало документы на участие в федеральной программе по реконструкции образовательных учреждений. Им будут выделены денежные средства на ремонт кровли, по предварительным сметам потребуется не менее 47 000 000 руб. По ее мнению проведение косметического ремонта стен в помещениях до проведения капитального кровли, после которого и прекратятся залития, не целесообразно, в связи с чем заявленный в исковом заявлении срок устранения выявленных дефектов до 1 сентября 2024 года является неразумным. С учетом необходимости проведения закупочных мероприятий на основании «44» закона, ремонтных работ по кровле, просила установить срок для устранения выявленных недостатков не менее 2,5 лет. С учетом тяжелого финансового положения учреждения, просила на основании ст. 333.35 НК РФ освободить школу от оплаты государственной пошлины.
Ответчик Администрация <...> муниципального района Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда отзыв, в соответствии с которым установленные дефекты образовались в результате протечек с кровли, поскольку в здании школы требуется проведение капитального ремонта крыши. В связи с изложенным была разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту кровли здания школы, проведена соответствующая экспертиза для определения достоверной его стоимости. В бюджете администрации отсутствуют денежные средства на ремонт здания МБОУ СОШ №... ..., поскольку уже при формировании годового бюджета администрации, потребности в исполнении запланированных обязательств, превышают более чем в два раза уровень бюджетной обеспеченности самой администрации. В адрес Министерства образования и спорта Республики Карелия администрацией направлена заявка на предоставление субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов на капитальный ремонт. Согласно письму третьего лица об отборе объектов в перечень зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций Республики Карелия для предоставления субсидии из заявки было включено только здание МКОУ СОШ №... ... на плановый период 2024-2026 годов. На основании изложенного считали нецелесообразным устранение выявленных дефектов до проведения капитального ремонта кровли, в связи с чем просил предоставить отсрочку исполнения решения суда на предложенных МБОУ СОШ №... ... условиях, а также рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо Министерство образования и спорта Республики Карелия в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовало, об уважительности причин неявки не сообщало.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здоровья.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Статьей 41 (п. 8 ч. 1) Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..."), из положений п. 2.5.3 которых следует, что стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В судебном заседании установлено, что по результатам плановой выездной проверки в отношении МБОУ СОШ №... ... вынесено предписание № 37/89-П от 22 февраля 2022 года, в соответствии с которым с целью устранения выявленных нарушений образовательному учреждению предписано в срок до 1 сентября 2023 года в соответствии с требованиями п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 обеспечить устранения нарушений:
- перед входом в женскую раздевалку (на 1 этаже перед спортивным залом, на потолке и стенах следы течи с крыши),
- актового зала (на потолке и стене перед сценой, над входной дверью следы течи),
- столовой (на потолке и стенах следы течи с крыши).
По информации МБОУ СОШ №... ... по состоянию на 1 сентября 2023 года устранено требование предписания в столовой (на потолке и стенах следы течи с крыши). Также указано на разработку проектно-сметной документации на ремонт крыши, получено положительное экспертное заключение №... от 29 сентября 2022 года «Капитальный ремонт кровли здания».
По запросу суда ответчиком МБОУ СОШ №... ... представлены сведения, согласно которым до настоящего времени нарушения, изложенные в исковом заявлении, не устранены.
Из письма от 13 июля 2022 года №... Управления Роспотребнадзора по ... следует, что Администрация <...> муниципального района извещена о нарушениях норм действующего законодательства в МБОУ СОШ №... ..., а именно изложенных в представлении от 22 февраля 2022 года.
В материалы дела ответчиком также представлена заявка Республики Карелия на предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий на модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы РФ «Развитие образования», в соответствии с которой МБОУ СОШ №... ... подлежит выделение денежных средств на капитальный ремонт кровли в размере 48 416,53 тыс. рублей.
Стоимость проведения работ по капитальному ремонту крыши в размере 48 416 руб. 53 коп. подтверждается также сведениями о сметной стоимости АУ РК «Карелгосэкспертиза».
Согласно ответу Министерства просвещения по результатам проведения отбора объектов с однолетним циклом производства ремонтных работ в 2024 – 2026 годах в указанный перечень включена МКОУ СОШ №... ....
В силу п. 6 Устава функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения, от имени муниципального образования «<...> муниципальный район» осуществляет администрация <...> муниципального района.
Исходя из пп. 2 п. 28 Устава учреждение обязано предоставлять учредителю расчет затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретённого учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, на приобретение такого имущества, а также расчеты затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ).
В соответствии с п. 33 Устава к компетенции учредителя отнесено финансовое обеспечение учреждения, закрепление муниципального имущества за учреждением на праве оперативного управления, а также изъятие такого имущества (пп. 17, 19 п. 33 Устава).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия ответчика нарушаются права неограниченного круга лиц на безопасные и благоприятные условия, жизнь и здоровье, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с чем исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Собственником имущества и учредителем школы является муниципальное образование, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у Администрации Сегежского муниципального района обязанности принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц (обучающихся, сотрудников (работников), посетителей образовательного учреждения), поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований объективно невозможно, а приостановление образовательного процесса влечет неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В силу п. п. 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Суд также учитывает, что на Администрацию как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
В соответствии п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание пояснения со стороны ответчиков в части организации процедуры закупки, а также о сроках проведения ремонтных работ в образовательном учреждении только в летние месяцы, необходимость проведения первоначально капитального ремонта кровли здания, суд полагает разумным и достаточным определить срок для исполнения решения суда для ответчиков не позднее ХХ.ХХ.ХХ..
Принимая во внимание, что Управление Роспотребнадзора по ... и муниципальное образование освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет <...> муниципального района. Учитывая, что ответчик МБОУ СОШ №... является бюджетным учреждением, суд полагает необходимым в порядке статьи 333.20 Налогового кодекса РФ снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в <...> районах, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №... ... в срок до 1 сентября 2026 года организовать и выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений: перед входом в женскую раздевалку (на 1 этаже перед спортивным залом, на потолке и стенах следы течи с крыши), а также актового зала (на потолке и стене перед сценой, над входной дверью следы течи).
В случае недостаточности у МБОУ СОШ №... ... денежных средств обязать Администрацию <...> муниципального района профинансировать выполнение мероприятий по организации и устранению выявленных дефектов.
Взыскать с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №... ... государственную пошлину в бюджет <...> муниципального района в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..