ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 января 2020г г.Волгореченск Костромской обл.
Дело №5-4/2020
Судья Нерехтского районного суда Костромской области Мохова А.В.,
с участием защитника ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» Шураковой Г.В. по доверенности от 14.01.2020г,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – заместителя начальника отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области Федорова Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгореченская городская больница» была проведена плановая выездная проверка в период с 13.09.2019 года по 08.11.2019 года. В ходе проверки установлены нарушения лицензионных требований по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Так, в отделении скорой помощи для хранения наркотических препаратов – морфина раствор, используется термоконтейнер, в котором имеется термометр и хладоэлементы. Однако термометр бытовой, документы о поверке средства измерений отсутствуют. Таким образом, нарушены требования пп. «е» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».
Защитник Шуракова Г.В. в судебном заседании с протоколом согласилась и пояснила, что в настоящее время в больнице принимаются меры к устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Просила учесть при назначении наказания то, что у Волгореченской ГБ на 21.01.2020 года имеется кредиторская задолженность в размере 45229565,04руб, счета заблокированы на сумму 4113851,40руб.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Федоров Е.В., в суде поддержал составленный им протокол об административном правонарушении, подтвердил факт трудного материального положения Волгореченской ГБ, в связи с чем, не возражал против снижения штрафа.
Судья, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Из материалов дела следует, что в период с 13.09.2019 года по 08.11.2019 года Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области проводилась плановая выездная проверка в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгореченская городская больница».
Актом проверки установлено, что Волгореченская ГБ имеет лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений от 20.02.2016 № ЛО-44-03-000098. Лицензия действует бессрочно. (пункт 3.1 акта)
В рассматриваемом протоколе об административном правонарушении указано, что ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.19.20 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В примечании к ст.19.20 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.6 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "р", "т" - "у", "х" и "ц" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из изложенной нормы права следует, что нарушение будет считаться грубым при одновременном наличии двух условий – это невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "р", "т" - "у", "х" и "ц" пункта 5 Положения и наличие последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Подпункт «е» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» предписывает соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, требований статьи 20 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их хранения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148.
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (ред. от 10.11.2017) "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" специальные требования к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных, экспертных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами - устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ" Приказом Минздрава России от 24.07.2015 N 484н утверждены специальные требования к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами согласно приложению.
Согласно абз.6 п.8 указанных специальных требований места хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры (холодильная камера, холодильник, термоконтейнер), необходимо оборудовать приборами для регистрации температуры.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно ч.1 ст.13 указанного закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Факт нарушения пп.«е» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» подтверждается Актом проверки, из которого следует, что в отделении скорой помощи для хранения наркотических препаратов – морфина раствор, используется термоконтейнер, в котором имеется термометр и хладоэлементы. Термометр бытовой, документы о поверке средства измерений отсутствуют. (пункт 3.2.7 акта)
Вместе с тем, административным органом в нарушение ст.1.5 КоАП РФ не представлено доказательств того, что указанное нарушение порядка хранения наркотических средств привело к последствиям, предусмотренным частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". То есть, доказательств грубого нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), суду не представлено. Поэтому имеются основания для переквалификации действий ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ на ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, согласно которой предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Также в протоколе об административном правонарушении ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» вменяется в вину нарушение пп.«т» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» и ст.38 Федерального закона от 03.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Подпунктом «т» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» предписано соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, требований статьи 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О наркотических средствах и психотропных веществах" при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, а также количество внесенных в Список I прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение пяти лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из акта проверки следует, что в ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» соблюдается порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. (пункт 3.2.18 акта)
На основании изложенного судья приходит к выводу, что в действиях ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» отсутствует нарушение пп.«т» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».
Согласно ст.38 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Невыполнение требований ст.38 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" не влечет нарушение требований п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Следовательно, невыполнение требований ст.38 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" не влечет нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2,3 ст.19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного из обвинения ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» следует исключить нарушения в части организации работы по проведению инвентаризаций наркотических средств и психотропных веществ, оформления результатов инвентаризаций и требований (накладных).
На основании изложенного судья приходит к выводу, что ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» надлежит привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ за нарушение пп.«е» п.5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».
Санкцией ч.2 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая финансовое положение ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» и руководствуясь ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ судья приходит к выводу, что штраф необходимо назначить в размере половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере (данные изъяты) рублей.
Штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Костромской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области л/с 04411822280), ИНН 4401061350, КПП 440101001, р/счет 40101810700000010006, Отделение г.Кострома, БИК 043469001, ОКТМО 34701000, КБК 06011601191010020140.
Документ об уплате штрафа представить в Нерехтский районный суд в г.Волгореченске.
Срок уплаты штрафа согласно ст.32.2 КоАП РФ – 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в г.Волгореченске в течение 10 дней с момента получения постановления.
Судья А.В. Мохова