УИД 32RS0007-01-2023-000241-63
Дело №2-337/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием истца – прокурора Дубровского района Брянской области Чудмаева В.Ф.,
представителей ответчиков – администрации Дубровского района Якубович М.В., МБОУ Пеклинская СОШ- Прудникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Пеклинская СОШ, администрации Дубровского района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дубровского района Брянской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания учащихся в образовательных учреждениях.
В ходе проведенной проверки установлено, что в здании МБОУ Пеклинская СОШ оконные блоки не оборудованы замками безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Дубровского района Брянской области в адрес директора МБОУ Пеклинская СОШ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Данное представление рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, количество неукомплектованных оконных блоков блокирующими устройствами (замками безопасности) составляет 40 штук, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд обязать администрацию Дубровского района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в здании МБОУ Пеклинская СОШ; обязать МБОУ Пеклинская СОШ организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями п.6.3.1 «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».
В судебном заседании истец – прокурор Дубровского района Брянской области Чудмаев В.Ф. исковые требования по доводам, приведенным в заявлении, поддержал и просил об их удовлетворении. Не возражал против предложенного стороной ответчика установления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - администрации Дубровского района Якубович М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, соответствующее письменное заявление приобщено к материалам дела. Просила предоставить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель МБОУ Пеклинская СОШ Прудников А.В. также исковые требования признал, ходатайство о предоставлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ поддержал.
Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, представителям ответчиков разъяснены и понятны, о чем отражено в их письменных заявлениях, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, выражено ими добровольно и в письменном виде.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Положениями статей 41, 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерльный закон №273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями ст.41 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктами 7, 12 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подп. «а» п.17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 №41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-99).
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
При этом изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Приказом Росстандарта от 19.05.2021 №398/ст утвержден «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».
Согласно п.6.3.1 ч.6.3 ГОСТ 23166-2021, для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
-применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;
-применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;
- детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;
- детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное оборудование оконных блоков замками безопасности в образовательных учреждениях.
В силу п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 данного Федерального закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела, МБОУ Пеклинская СОШ является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Из Устава, утвержденного постановлением администрации Дубровского района от ДД.ММ.ГГГГ. №, МБОУ Пеклинская СОШ является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Учредителем Школы и собственником ее имущества является муниципальное образование «Дубровский район». Функции и полномочия учредителя и собственника Школы от имени муниципального образования «Дубровкий район» в соответствии с действующим законодательством осуществляет администрация Дубровского района.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в здании МБОУ Пеклинская СОШ оконные блоки не оборудованы замками безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися.
ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения выявленных нарушений прокурором Дубровского района Брянской области в адрес директора МБОУ Пеклинская СОШ внесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
По результатам внесенного прокуратурой представления, ДД.ММ.ГГГГ поступила информация МБОУ Пеклинская СОШ о том, что представление рассмотрено и удовлетворено, в отдел образования подана заявка на приобретение и установку замков безопасности на оконные блоки.
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства не устранены, что не отрицалось стороной ответчиков.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в здании МБОУ Пеклинская СОШ оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасности обучающихся, являются в данном случае приоритетными.
Финансирование деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования в лице администрации Дубровского района, при этом средств на проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности данному образовательному учреждению администрацией не выделено.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и отсутствие запланированного финансирования не может являться основанием для неисполнения требований, установленных законом и не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела.
Исполнение требований действующего законодательства является обязанностью не только муниципального общеобразовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, обеспечивающего финансирование образовательного учреждения.
Таким образом, осуществление образовательной деятельности с нарушением установленных законодательством требований и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, а поскольку надлежащие меры к устранению этих нарушений ответчиками не приняты, то имеются основания для возложения на них соответствующих обязанностей в судебном порядке.
На основании исследованных доказательств по делу, суд приходит к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности по проведению работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности, а на администрацию Дубровского района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке возложенных на ответчиков обязанностей по устранению вышеуказанных нарушений, принимая во внимание финансовые и временные затраты, оценивая предлагаемый стороной ответчиков срок исполнения решения суда, с учетом позиции истца, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, который является разумным и достаточным для исполнения возложенной судом обязанности и обеспечивает соблюдение баланса интересов обеих сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.6.3.1 «░░░░ 23166-2021. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.6.3.1 «░░░░ 23166-2021. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░