Дело № 2-1902/2020 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Бондыревой К.В.,
с участием представителя истца - помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Унижук Н.В., представителя ответчика – главы Юговского сельского поселения Зарубина П.П., действующего на основании решения об избрании главы,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Юговского сельского поселения о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
установил:
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юговского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, находящуюся на земельном участке (адресный ориентир: <адрес>, <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на который не разграничено, в границах определенных координат поворотных точек в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указано о том, что на территории Юговского сельского поселения Пермского муниципального района на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположена несанкционированная свалка отходов, которая не входит в зону ответственности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (ПКГУП «Теплоэнерго»), поскольку образовалась до ДД.ММ.ГГГГ. Истец, ссылаясь на положения п.18, 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», указывает о том, что к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории сельского поселения в соответствии с указанными правилами. Несанкционированная свалка отходов расположена в границах сельского поселения, в непосредственной близости р. Юг. Данная свалка ухудшает экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, что ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, поэтому просит возложить на администрацию Юговского сельского поселения обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов находящуюся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале № (адресный ориентир: <адрес>, <данные изъяты> Установить срок исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители истца - помощники Пермского межрайонного природоохранного прокурора Зимуков Р.В., Унижук Н.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – глава Юговского сельского поселения Зарубин П.П., действующий на основании решения об избрании главы Юговского сельского поселения, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование возражений ссылается на положения ч. 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указав, что свалка находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому ликвидация приведенной несанкционированной свалки относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, а именно, администрации Пермского муниципального района. Кроме того, пояснил, что свалка находится на территории Юговского сельского поселения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 42, 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из материалов дела, 02.06.2020 Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен осмотр территории к востоку от электрической подстанции, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 59:32:2430001:2241 по адресу: <адрес>, <адрес>, в результате осмотра установлено, что на земельном участке с географическими координатами: <данные изъяты> на площади <данные изъяты> кв.м. размещена несанкционированная свалка, состоящая из разрозненных навалов твердых коммунальных отходов, строительных отходов, в числе которых крупногабаритных. Наибольший объем отходов распложен вдоль грунтовой дороги на протяжении около 550 м. (л.д. 5-12).
Из сообщения Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 14.08.2020 в соответствии с генеральным планом Юговского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Юговского сельского поселения от 30.05.2013 №281, территория кадастрового квартала с кадастровым номером <данные изъяты> расположена в границах Юговского сельского поселения, за границей населенного пункта п.<данные изъяты>.
По данным администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в перечень несанкционированных свалок, образовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ, входит свалка, состоящая из строительных и твердых коммунальных отходов, расположенная на земельном участке в кадастровом квартале <данные изъяты>, площадь свалки составляет <данные изъяты> кв.м., собственник земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка не определен. В текущем году средства на ликвидацию указанной свалки в бюджет сельских поселений не предусмотрен (л.д.13, 14).
Согласно информации от 07.08.2020, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю истцу - Пермской межрайонной природоохранной прокуратуре, в ходе обследования земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, установлено, что земельный участок не огорожен, на земельном участке складируется мусор. Земельный участок зарос растительностью. На момент проведения обследования на вышеуказанном земельном участке велась деятельность по перекапыванию земли. При обмере высокоточным геодезическим оборудованием Topcon Hiper SR, полевым контроллером FC-500, установлено, что общая площадь земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, занятого мусором, составляет <данные изъяты> кв.м. за счет земель, право собственности на которые не разграничено. Площадь перекопанного земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Координаты поворотных точек перекопанного земельного участка и земельного участка, занятого мусором, указаны в Приложении <данные изъяты>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Юговского сельского поселения, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале № в границах координат поворотных точек: <данные изъяты> организована свалка твердых бытовых и строительных отходов, не включенная в Государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающая требованиям, которые установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», то есть является в настоящее время несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, п. 1 которой относит к вопросам местного значения муниципального района организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>», подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26.04.2016 № 13-П).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на спорном земельном участке.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
В силу положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 Правил благоустройства территории Юговского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Юговского сельского поселения от 28.02.2013 № 266, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности … земельных участков…. Организацию иных территорий осуществляет администрация Юговского сельского поселения, по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования. На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. … В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данных территорий в соответствии с пунктом 2.1 Правил.
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», Правил благоустройства территории Юговского сельского поселения надлежащим ответчиком муниципальное образование «Юговское сельское поселение» организация ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Юговского сельского поселения относится к полномочиям администрации муниципального образования «Юговское сельское поселение», поэтому заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что организация ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям администрации Пермского муниципального района, являются несостоятельными, поскольку опровергаются положениями статьи 2 Закона Пермского края «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», Правил благоустройства территории Юговского сельского поселения.
На основании ст. 204 ГПК РФ, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ, суд вправе установить срок исполнения решения.
При определении срока, необходимого ответчику для исполнения решения суда, суд исходит из его разумности, поэтому приходит к выводу, что срок для организации ликвидации несанкционированной свалки отходов, отраженный в исковом заявлении, является достаточным для организации ответчиком ликвидации несанкционированной свалки отходов, поэтому подлежит установлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Юговского сельского поселения о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки удовлетворить.
Возложить на администрацию Юговского сельского поселения (ОГРН 1055907351422, ИНН 5948028172, юридический адрес: 614534, <адрес> <адрес>) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящуюся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале № (адресный ориентир: <адрес>, <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №), на площади <данные изъяты> кв.м, в границах следующих координат поворотных точек: <данные изъяты>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 21 августа 2020 года.
Судья М.В. Степанова
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-1902/2020
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-002148-65