46RS0031-01-2023-003751-36
2-269/2-2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 года г.Курск
Промышленный районный суд г.Курска в составе:
Председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,
с участием:
истца Волобуева А.В.,
представителя ответчика конкурсного управляющего Семеровой О.Л.,
при секретаре Субботиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волобуева Алексея Владимировича к ООО Группа компаний «Молочная артель», конкурсному управляющему Сорокину Олегу Ивановичу о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Волобуев А.В. обратился в суд с иском к ООО Группа компаний «Молочная артель», конкурсному управляющему Сорокину Олегу Ивановичу о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял в трудовых отношениях с ООО ГК «Молочная Артель» в должности <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> На момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате заработной платы, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованные дни отпуска, выходное пособие в размере сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц составило <данные изъяты> Размер сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц составил <данные изъяты> Последнее перечисление заработной платы было произведено работодателем в его адрес 27.01.2021 года в размере <данные изъяты> рублей (аванс за январь 2021 года). В дальнейшем заработная плата ему не перечислялась.
23.06.2021 решением Арбитражного суда Курской области ООО ГК «Молочная Артель» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство. В связи со значительным долгом по заработной плате перед бывшими сотрудниками, начатой проверкой прокуратурой Сеймского округа и следственным комитетом, его попросили уступить свой долг по заработной плате ООО «<данные изъяты>».
01.07.2021 года им был заключен договор уступки прав требования заработной платы за период с января 2021 года по июнь 2021 года на сумму <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>».
Одновременно с этим было заключено дополнительное соглашение к договору уступки, согласно которого датой перехода прав требования была определена дата 01.08.2023, а также то, что Цессионарий приобретает права требования по возврату суммы основного долга, возникшие в период с 01.07.2021 по 01.12.2021 по трудовому договору №1 от 25.09.2017 г., требования Цедента неразрывно связанные с личностью кредитора (Волобуева А.В.) сохраняются за ним до момента погашения задолженности должником (ООО ГК «Молочная Артель») в адрес Цессионария (ООО «<данные изъяты>»).
года им также был заключен договор уступки прав требования заработной платы, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованные дни отпуска, выходное пособие в размере сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за второй и третий месяц на сумму <данные изъяты>
Одновременно с этим было заключено дополнительное соглашение к договору уступки, согласно которого датой перехода прав требования была определена дата 01.08.2023, а также то, что Цессионарий приобретает права требования по возврату суммы основного долга, возникшие в период с 01.07.2021 г. по 01.12.2021 по трудовому договору №1 от 25.09.2017 г., требования Цедента неразрывно связанные с личностью кредитора (Волобуева А.В.) сохраняются за ним до момента погашения задолженности должником (ООО ГК «Молочная Артель») в адрес Цессионария (ООО «<данные изъяты>»).
01.08.2023 ООО ГК «Молочная Артель» произвело оплату ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> в оставшейся части произвело зачет встречных однородных требований. По состоянию на 01.08.2023 года задолженность ООО ГК «Молочная Артель» по заработной плате, выходному пособию при увольнении, компенсации за неиспользованные дни отпуска перед ним отсутствует.
23.10.2023 ему ответчиком была произведена выплата компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> предусмотренная ст.236 ТК РФ по состоянию на 01.07.2021 и 28.12.2021.
В связи с нарушением сроков выплаты заработной платы (01.08.2023), 26.10.2023 он обратился с претензией к конкурсному управляющему ООО ГК «Молочная Артель» о выплате компенсации, предусмотренной ст.236 ТК РФ. Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Поскольку имеется факт удержания выплаты зарплаты, выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, в силу ст. 236 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты зарплаты, выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск по состоянию на 01.08.2023 в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> -<данные изъяты>).
Просит взыскать с ООО ГК «Молочная Артель» в свою пользу денежную компенсацию за нарушение работодателем установленного срока выплат в размере 846 219 рублей 52 коп.
В судебное заседание не явились представители ООО «<данные изъяты>», ООО ГК «Молочная артель». О дне, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истец Волобуев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Семерова О.Л. требования истца не признала в полном объеме, пояснив при этом, что ответчику вся сумма задолженности, существовавшая перед ним у ООО ГК «Молочная артель», была выплачена ООО «<данные изъяты>» в течение 2021 и 2022 г.г. по условиям договоров цессии. ООО ГК «Молочная артель» выплатило истцу компенсацию за задержку выплаты заработной платы по состоянию на даты заключения договоров уступки прав требования. Просила в иске отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый, второй, третий и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Как следует из материалов дела и установлено в суде, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волобуев А.В. состоял в трудовых отношениях с ООО ГК «Молочная Артель», занимая должность <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ должность <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ООО ГК «Молочная Артель» был расторгнут в связи с ликвидацией организации.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.9).
На момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплате заработной платы, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованные дни отпуска, выходное пособие в размере сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц составило <данные изъяты> Размер сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц составил <данные изъяты>
Последнее перечисление заработной платы было произведено работодателем в его адрес 27.01.2021 года в размере <данные изъяты> рублей (аванс за январь 2021 года). В дальнейшем заработная плата ему не перечислялась.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца в судебном заседании, копиями расчетных листков (л.д.8-15), и не отрицала в судебном заседании представитель ответчика.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2021 ООО ГК «Молочная Артель» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство.
01.07.2021 года Волобуевым А.В. был заключен договор уступки прав требования задолженности по заработной плате за период с января 2021 года по июнь 2021 года на сумму <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с п.1.2 договора, право требования, указанное в п.1.1 договора переходит от цедента к цессионарию с момента подписания указанного договора.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора цессии от 01.07.20211 (л.д.16).
Одновременно, 01.07.2021 Волобуевым А.В. и ООО «<данные изъяты>» было заключено дополнительное соглашение к договору уступки, согласно которого согласно которого право требования, указанные в п.1.1 договора переходит от цедента к цессионарию 01.08.2023, а также то, что Цессионарий приобретает права требования по возврату суммы основного долга, возникшие в период с 01.07.2021 по 01.12.2021 по трудовому договору №1 от 25.09.2017 г., требования Цедента неразрывно связанные с личностью кредитора (Волобуева А.В.) сохраняются за ним до момента погашения задолженности должником (ООО ГК «Молочная Артель») в адрес Цессионария (ООО «<данные изъяты>») (л.д.17).
В соответствии с п.3.1 за уступаемое требование по договору Цессионарий обязан выплатить Цеденту денежные средства в размере <данные изъяты>
28.12.2021 Волобуевым А.В. и ООО «<данные изъяты>» также был заключен договор уступки прав требования заработной платы и выходных пособий за период с 01.07.2021 по 01.12.2021 в размере <данные изъяты>
В соответствии с п.1.2 договора, право требования, указанное в п.1.1 договора переходит от цедента к цессионарию с момента подписания указанного договора.
В соответствии с п.1.3 указанного договора, цессионарий приобретает права требования по возврату суммы основного долга, компенсации за задержку выплаты заработной платы, неустоек и сумм, возникших в период с 01.07.2021 по 01.12.2021.
В соответствии с п.3.1 за уступаемое требование по договору Цессионарий обязан выплатить Цеденту денежные средства в размере <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора цессии от 28.12.2021 (л.д.18).
Одновременно, было заключено дополнительное соглашение к договору уступки от 28.12.2021, согласно которого право требования, указанные в п.1.1 договора переходит от цедента к цессионарию 01.08.2023, а также то, что Цессионарий приобретает права требования по возврату суммы основного долга, возникшие в период с 01.07.2021 г. по 01.12.2021 по трудовому договору №1 от 25.09.2017 г., требования Цедента неразрывно связанные с личностью кредитора (Волобуева А.В.) сохраняются за ним до момента погашения задолженности должником (ООО ГК «Молочная Артель») в адрес Цессионария (ООО «<данные изъяты>») (л.д.19).
ООО «<данные изъяты>» произвело оплату Волобуеву А.В. суммы по договору цессии от 01.07.2021 в сумме <данные изъяты> – <данные изъяты> (<данные изъяты> руб.), 30.09.2021 (<данные изъяты>).
ООО «<данные изъяты>» произвело оплату Волобуеву А.В. суммы по договору цессии от 28.12.2021 в сумме <данные изъяты> – 28.12.2021 (<данные изъяты>), 30.01.2022 (<данные изъяты> руб.), 21.02.2022 (<данные изъяты> руб.), 22.02.2022 (<данные изъяты> руб.), 22.02.2022 (<данные изъяты> руб. путем взаимозачета), 09.03.2022 (<данные изъяты> руб.), 23.03.2022 (<данные изъяты> руб.), 07.06.2022 (<данные изъяты> руб.).
Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями истца и представителя ответчика в судебном заседании, 01.08.2023 ООО ГК «Молочная Артель» произвело оплату ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> в оставшейся части произвело зачет встречных однородных требований.
28.12.2021 Волобуеву А.В. ответчиком была произведена выплата компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> предусмотренная ст.236 ТК РФ по состоянию на 01.07.2021 и 28.12.2021 (л.д.125-127).
Указанных обстоятельств не отрицал в судебном заседании истец.
В связи с тем, что выплата заработной платы ответчиком ООО «<данные изъяты>» была произведена 01.08.2023, Волобуев А.В. 26.10.2023 обратился с претензией к конкурсному управляющему ООО ГК «Молочная Артель» о выплате компенсации, предусмотренной ст.236 ТК РФ. Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Согласно части первой статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, в связи с невыплатой работодателем – ответчиком по настоящему делу, в установленный срок заработной платы и иных причитающихся выплат истец вправе претендовать на уплату процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с 01.09.2021 по 28.12.2021 (со дня, следующего за днем увольнения и по дату подписания договора цессии), которые были выплачены ответчиком истцу в полном объеме.
Суд, руководствуясь указанными выше нормами права, установленными по делу обстоятельствами, принимая во внимание, что обязательства по договору уступки прав требований ООО "<данные изъяты>" выполнены в полном объеме, во исполнение заключенных с Волобуевым А.В. договоров цессии перечислены денежные средства, ответчиком компенсация, предусмотренная ст.236 ТК РФ, на день заключения договоров цессии выплачена истцу в полном объеме, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Разрешая заявленный спор, судом также принято во внимание то обстоятельство, что право требования имеющейся у ООО ГК «Молочная Артель» задолженности по заработной плате и иных выплат перед Волобуевым А.В., последний уступил ООО «<данные изъяты>», что следует из договоров цессии и дополнительных соглашений к ним, а материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере в силу положений статьи 236 Трудового кодекса РФ наступает только при нарушении работодателем срока выплаты работнику причитающихся сумм заработной платы (иных выплат) за фактически отработанный период, однако, по состоянию на 01.08.2023 у ООО ГК «Молочная артель» какой-либо задолженности перед Волобуевым А.В. не имелось, трудовые отношения прекращены с 31.08.2021, в связи с чем, ссылка истца на заключённые дополнительные соглашения к договорам уступки прав требования в части сохранения за ним требований неразрывно связанные с личностью кредитора (Волобуева А.В.) суд находит необоснованной и противоречащей нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волобуева Алексея Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2024.
Председательствующий Л.В. Тарасова