Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-277/2023 от 27.01.2023

Мировой судья Гарькавенко Ю.С.                                       дело №12-277/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Город Волгоград                                                                    15 марта 2023 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Гринченко Е.В.,

рассмотрев единолично жалобу Щетининой С. А. на постановление мирового судьи судебного участка №119 Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №119 Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года Щетинина С.А., как должностное лицо – заместитель начальника отдела социальных программ ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в суд, Щетинина С.А. просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в её действиях вины, поскольку произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные Селезень Т.А. технические средства реабилитации в 30-дневный срок с момента принятия решения о выплате не представило возможным, поскольку лимиты бюджетных обязательств, доведенные отделению Фонда, были израсходованы в полном объёме по ранее принятым обязательствам по выплате инвалидам компенсации. Согласно п.19 ст.4 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции органов государственной власти. В связи с чем, вопрос об увеличении средств из федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов ТСР, может быть рассмотрен Министерством труда и социальной защиты РФ. В целях урегулирования сложившейся ситуации Фонд обращался в Минтруда и соцзащиты РФ по вопросу увеличения средств из федерального бюджета, выделяемых на обеспечение инвалидов ТСР в 2022г. После поступления дополнительного финансирования, ДД.ММ.ГГГГ законному представителю Смеловского А.Д. была произведена выплата компенсации. Также привела доводы о малозначительности правонарушения.

В судебном заседании Щетинина С.А. и её защитник Апарнева Е.А., допущенная к участию в деле на основании письменного ходатайства, жалобу поддержали. Просили отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Указали, что решение о выплате компенсации было принято в установленный законом тридцатидневный срок. Однако в должностные обязанности Щетининой С.А. не входит осуществление своевременной выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление мирового судьи не содержит указания на то, на кого из специалистов отдела, контроль за которым не был осуществлен с её стороны, возложена данная обязанность по выплате компенсаций. Возможность произвести выплату в 30-дневный срок у ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отсутствовала ввиду отсутствия достаточного финансирования из средств федерального бюджета. По итогам 2022г. Фонд был профинансирован денежными средствами на выплату компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР только на 71,19% из запрашиваемых денежных средств.

Представитель прокуратуры Тракторозаводского района г.Волгограда в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав Щетинину С.А. и её защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из положений подп. "г" п. 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации..., утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256, (далее - Административный регламент), результатами предоставления государственной услуги являются, в частности, выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно п. 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации..., утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 08.10.2021) (далее - Порядок выплаты компенсации), решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Согласно п.15 административного регламента также предусмотрено, что выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий) за собственный счет осуществляется территориальным Фондом в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня поступления такого заявления.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Тракторозаводского района г.Волгограда, на основании обращения законного представителя ребенка-инвалида Смеловского А.Д.Селезень Т.А., проведена проверка исполнения ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований законодательства об организации предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидами техническими средствами реабилитации.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступило заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные для ребенка-инвалида Смеловского А.Д. технические средства реабилитации: подгузники детские (87 шт.), ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных ДЦП, опоры для сидения для детей-инвалидов.

ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ поступившее заявление было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате законному представителю компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. Однако в тридцатидневный срок со дня принятия решения денежные средства отделением Фонда заявителю не выплачены, в связи с чем нарушен порядок предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительном власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставления государственной услуги заявителю либо представления государственной услуги с нарушением установленных сроков, п.15 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 №256, п.п.15 (1), 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240.

Должностным лицом, ответственным за соблюдение сроков предоставления государственной услуги, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №..., п.п.2, 2.1.3, п.5.1 раздела V должностной инструкции, является заместитель начальника отдела социальных программ ГУ ВРО Фона социального страхования РФ Щетинина С.А.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором Тракторозаводского района г.Волгограда ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении в отношении Щетининой С.А.

В ходе производства по настоящему делу факт предоставления государственной услуги по выплате ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ законному представителю ребенка-инвалида Селезень Т.А. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации с нарушением установленного срока нашел свое подтверждение, а также не отрицался Щетининой С.А.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица Щетининой С.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, мировым судьей не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Субъектом ответственности предусмотренной частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица федерального органа исполнительной власти или государственного внебюджетного фонда РФ, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия.

При рассмотрении дел указанной категории подлежит установлению, имеются ли в материалах данные, подтверждающие статус субъекта указанного в протоколе об административном правонарушении (постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), и обстоятельства, предусмотренные ст.ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ, необходимые для привлечения к ответственности должностного лица.

В частности приведенные условия следует проверять по делам в отношении привлекаемых к административной ответственности должностных лиц, поскольку они могут быть привлечены к административной ответственности только в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, материалы дела должны содержать соответствующие документы, подтверждающие положение должностного лица, свидетельствующие о том, что лицо выполняет организационно-распорядительные или иные функции, перечисленные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

Согласно представленным в материалы дела документам следует, что приказом управляющего отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №... Щетинина С.А. назначена на должность заместителя начальника отдела социальных программ ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно должностной инструкции, Щетинина С.А. осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, что включает: п.2.1.1 – консультирование граждан льготных категорий; п.2.1.2 – оказание методической помощи специалистам отдела и специалистам филиалов регионального отделения по работе в Целевом решении ЕИИС «Соцстрах»; п.2.1.3 – осуществление контроля за своевременным исполнением специалистами отдела своих должностных обязанностей; п.2.1.4 – осуществление проверки письменных ответов на обращения организаций независимо от организационно правовой формы собственности и граждан по вопросам предоставления ТСР, протезов и ПОИ; п.2.1.5 – обеспечение защиты сведений, содержащей конфиденциальную информацию о льготной категории граждан и иной информации, охраняемой законом.

Из раздела V должностной инструкции следует, что Щетинина С.А. несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ (п.5.1); за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации (п.5.2).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из постановления прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда следует, что Щетинина С.А. является субъектом административного правонарушения и должностным лицом, ответственным за соблюдение сроков государственной услуги, в силу возложенных на неё п.2, п.2.1.3 должностной инструкции обязанностей.

Вместе с тем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также материалы дела об административном правонарушении, не содержат сведений о том, что в должностные обязанности Щетининой С.А. входит соблюдение сроков выплаты компенсаций за самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации. Также отсутствуют сведения и документы о том, на кого из специалистов отдела, контроль за которыми не был осуществлен со стороны Щетининой С.А., была возложена, но не выполнена в срок, обязанность по выплате компенсаций расходов за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации (изделий).

Мировой судья, при рассмотрении дела также ограничился указанием в постановлении на то, что в силу п.2 должностной инструкции в обязанности Щетининой С.А. входит обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно п.2.1.3 – осуществление контроля за своевременным исполнением специалистами отдела своих должностных обязанностей. При этом сделан вывод о том, что она является должностным лицом, ответственным за соблюдение сроков предоставления государственной услуги.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мировым судьей соблюдены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о том, что Щетинина С.А. является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.63 КоАП РФ, а также наличия в её действиях умысла,    обоснованным признать нельзя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учётом изложенного, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Щетининой С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.63 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Щетининой С. А. – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №119 Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года о привлечении заместителя начальника отдела социальных программ ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Щетининой С. А. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано) в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья                                                                    Е.В. Гринченко

12-277/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокуратура Тракторозаводского района
Ответчики
Заместитель начальника отдела ГУ ВРО ФСС Щетинина София Анатольевна
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Гринченко Елена Владимировна
Статьи

ст.5.63 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
zent--vol.sudrf.ru
30.01.2023Материалы переданы в производство судье
15.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Вступило в законную силу
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее