Дело № 2-1405/2024
УИД 37RS0007-01-2024-002364-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 17 июля 2024 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Шустиной Е.В.
при секретаре Коноваловой С.А.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Ратушиной Л.В., представителя ответчика Солнцевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кинешемского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кинешемского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, просит обязать муниципальное образование Кинешемский муниципальный район в лице администрации Кинешемского муниципального района в срок до 01.07.2025 привести автомобильную дорогу по ул. Антипинская д. Антипино Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Мотивирует исковые требования тем, что Кинешемской городской прокуратурой на основании обращения от 24.04.2024 № 13ж-2024 проведена проверка исполнения администрацией Кинешемского муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения в д. Антипино Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога по ул. Антипинская д. Антипино имеет протяженность 0,84 км, имеет грунтовое покрытие. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017, а именно п. 5.2.4, на всем протяжении автомобильной дороги по ул. Антипинская д. Антипино имеются многочисленные просадки, размеры которых превышают предельно допустимые, дорога размыта, грунт имеет выпоры. Так, размер отдельной просадки составляет 118 см. - длина, 124 см - ширина, 29 см. - глубина.
Согласно Постановлению Администрации Кинешемского муниципального района от 20.09.2010 № 473 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кинешемского муниципального района» автомобильная дорога по ул. Антипинская д. Антипино включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения под № 127.
Принимая во внимание вышеизложенное, безопасность дорожного движения на автомобильной дороге по ул. Антипинская д. Антипино Кинешемского района Ивановской области не обеспечивается, так как владельцем данной автомобильной дороги - муниципальным образованием Кинешемский муниципальный район в лице администрации не принято должных мер к своевременному устранению недостатков, влекущих нарушение безопасности дорожного движения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии названного муниципального образования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и способствуют созданию аварийных ситуаций между участниками дорожного движения, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, которые в свою очередь могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, круг которых определить невозможно.
Представитель третьего лица МО МВД РФ «Кинешемский» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, возражений на исковые требования не представил.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Ратушина Л.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации Кинешемского муниципального района Солнцева О.Е. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (далее - Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения»), к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава Кинешемского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Кинешемского муниципального района от 04.07.2011 № 25 (104), к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Устава Кинешемского муниципального района Ивановской области, для решения вопросов местного значения в собственности городского округа Кинешма могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Судом установлено, что постановлением администрации Кинешемского муниципального района от 20.09.2010 № 473 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кинешемского муниципального района» автомобильная дорога по ул. Антипинская д. Антипино включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения под № 127, имеет протяженность 0,84 км, грунтовое покрытие (л.д.8-16).
Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на всем протяжении автомобильной дороги по ул. Антипинская д. Антипино Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района имеются многочисленные просадки, размеры которых превышают предельно допустимые, дорога размыта, грунт имеет выпоры. Так, размер отдельной просадки составляет 118 см. - длина, 124 см - ширина, 29 см. - глубина.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.5, ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения обеспечивается посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов. Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р, входит ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: разделы 4 (за исключением пунктов 4.5.2.3, 4.5.2.4, 4.5.2.5, 4.5.3.2), 5 (пункты 5.1.2.1, 5.3.2.1 - 5.3.2.6, 5.3.3.1 - 5.3.3.4, 5.3.3.6 - 5.3.3.11, 5.3.4.1 - 5.3.4.3, 5.4.1.3 - 5.4.1.5, 5.4.2.3, 5.5.7) (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Ответчиком не оспаривается, что на всем протяжении автомобильной дороги по ул.Антипинская д. Антипино имеются дефекты дорожного покрытия, которое не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
Ненадлежащее содержание автомобильной дороги нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит заявленные требования Кинешемского городского прокурора об обязании муниципального образования Кинешемского муниципального района в лице администрации Кинешемского муниципального района в срок до 01.07.2025 привести автомобильную дорогу по ул. Антипинская д. Антипино Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 подлежащими удовлетворению, а предложенный прокурором срок разумным и позволяющим ответчику исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
Ответчик администрация Кинешемского муниципального района относится к органам местного самоуправления, в связи с чем в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с него не подлежит взысканию пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой при подаче заявления в суд был освобожден прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора (ИНН 3729009991) удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Кинешемский муниципальный район в лице администрации Кинешемского муниципального района в срок до 01 июля 2025 года привести автомобильную дорогу по ул. Антипинская д. Антипино Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 24 июля 2024 года.