Дело № 2-330/2023
УИД 05RS0019-01-2023-000363-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизляр, Республика Дагестан 30 марта 2023 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Августина А.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению ПАО "Россети Северный Кавказ" о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
установил:
ПАО "Россети Северный Кавказ" обратилось в Кизлярский городской суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в обосновании своих требований указав, что ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности - передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Республики Дагестан. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-26, выданных по итогам пресс-конференции, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, в целях организации мероприятий по ликвидации бесхозяйных электросетевых объектов на территории Республики Дагестан, с республиканскими органами власти реализуются мероприятия по консолидации и оформлению бесхозяйного имущества на территории Республики Дагестан на базе крупнейшей сетевой организации, которой является Общество, в судебном порядке. По результатам проводимых мероприятий выявлены случаи отсутствия собственников электросетевого оборудования в лице физических лиц и/или юридических лип, в том числе случаи строительства энергообъектов без оформления правоустанавливающих документов. В этой связи ряд линейных объектов недвижимого электросетевого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан (трансформаторные подстанции, линии электропередачи и пр.), имеющих непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства Общества, обладают признаками бесхозяйной вещи. В соответствии с п. 1, 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен, либо от права собственности, на которую собственник отказался. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них. Согласно Градостроительному кодексу РФ (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся сети инженерно-технического обеспечения. Так, в пунктах 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ указано «линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения». В силу ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ к сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электроснабжения, подключение к которым осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике. В ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ также употребляется термин «электрическая сеть», как синоним термина «сеть электроснабжения». В соответствии с п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), (седьмое издание), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории. Таким образом, согласно пунктам 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами права, к линейным объектам, в том числе относятся подстанции, трансформаторные пункты, распределительные устройства линии электропередачи и т.д. работа которых в совокупности обеспечивает передачу электроэнергии потребителям. На территории Республики Дагестан находятся следующие линейные бесхозяйные электросетевые объекты, предназначенные для электроснабжения объектов, находящихся в <адрес> Республики Дагестан:
1. «ВЛ 0,4 кВ от ПС КЭМЗ1 35/10 Фидер 6 ЗТП 6-90/630 на опорах линии электропередачи протяженностью 1377м." <адрес>, состоящий из
1) ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от ЗТП 6-90/630 кВа Фидер 6 ПС КЭМЗ-1 35/10, протяженностью 1149 м, 2) ВЛ 0,4 кВ Линия 2 от ЗТП 6-90/630 кВа Фидер 6 ПС КЭМЗ-1 35/10, протяженностью 227 м;
2. Комплекс сооружений «Электрические сети 0,4кВ от ПС Кизляр-1 110/35/10 Фидер 5 КТП 5-6/63», состоящий из: 1) КТП 5-6/63 кВА Фидер 5 ПС Кизляр-1 110/35/10, площадь застройки 3.6 кв.м; 2) ВЛ 0,4кВ Линия 1 от КТП 5-6/63 кВА Фидер 5 ПС Кизляр-1 110/35/10 протяженностью 1421м.;
3. Комплекс сооружений «Электрические сета 0,4 кВ от ПС Октябрьская 35/10 Фидер 5 КТП 5-10/250», состоящий из: 1) КТП 5-10/250 кВА Фвдер 5 ПС Октябрьская 35/10, площадь застройки 4 кв.м; 2) ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 5-10/250 кВА Фидер 5 ПС Октябрьская 35/10 протяженностью 38 м.
В соответствии со ст. 130 ПК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу своих технических характеристик вышеперечисленные линейные объекты являются недвижимым имуществом.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов (далее - НБО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к Заявлению прилагаются следующие документы;
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, документы, подтверждающие отсутствие притязаний на ИБО со стороны третьих лиц, предоставлены при постановке на учет в Управлении Росреестра по <адрес>.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ об электроэнергетике) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Объекты фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания IIAO «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «Россети Северный Кавказ».
Общество является сетевой организацией, имеет персонал, который неоднократно выезжает на объекты для обслуживания в силу рода деятельности Общества, и имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы Объектов.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что Общество владеет указанными объектами как своим собственным.
Следует отмстить, что от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей <адрес> Республики Дагестан, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры, непринятие мер по обращению данного имущества в собственность Общества может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надёжность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, следует, что электросетевые линейные объекты являются недвижимым имуществом, подлежат учету, требуют принятия мер по его сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют, Общество фактически открыто владеет объектами.
В соответствии с п.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В совокупности с п. 5 ст. 225 с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Нельзя признать бесхозяйным имущество, в отношении которого имеются обязательственные притязания. Исключена возможность признания имущества бесхозяйным, когда в отношении него возбужден спор.
Признание имущества бесхозяйным возможно только тогда, когда сняты все сомнения в том, что вещь не имеет собственника или собственник неизвестен либо собственник отказался от права собственности.
Поскольку в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на ИБО и о принятии их на учет, Общество, как организация эксплуатирующая данные объекты на основании закона имеет право на признание прав собственности на них.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. С учетом требований п. 5 ст. 225 ГК РФ, с указанными требованиями может обратиться также организация, осуществляющая эксплуатацию таких линейных объектов.
Представитель ПАО "Россети Северный Кавказ" надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания гражданского дела в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не просили.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания гражданского дела в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не просили.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ПАО "Россети Северный Кавказ" о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Статья 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п.5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь.
По смыслу данных норм, дела рассматриваются судом в порядке особого производства (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ) только тогда, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве.
Согласно Градостроительному кодексу РФ (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся сети инженерно-технического обеспечения.
Так, в пунктах 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ указано «линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения».
В силу ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ к сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электроснабжения, подключение к которым осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
В ч.1 ст. 52.1 ГрК РФ также употребляется термин «электрическая сеть», как синоним термина «сеть электроснабжения».
В соответствии с п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), (седьмое издание), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Таким образом, согласно пунктам 5 и 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами права, к линейным объектам, в том числе относятся подстанции, трансформаторные пункты, распределительные устройства линии электропередачи и т.д. работа которых в совокупности обеспечивает передачу электроэнергии потребителям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.56 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку сведений о наличии собственников спорных объектов не представлено, доводы заявления никем не оспариваются.
В соответствии со ст. 130 ПК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу своих технических характеристик вышеперечисленные линейные объекты являются недвижимым имуществом.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов (далее - НБО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.
Согласно пункту 30 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к Заявлению прилагаются следующие документы:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, документы, подтверждающие отсутствие притязаний на ИБО со стороны третьих лиц, предоставлены при постановке на учет в Управлении Росреестра по <адрес>.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ об электроэнергетике) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Из доводов заявителя следует, что указанные объекты фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания ПAO «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «Россети Северный Кавказ».
ПAO «Россети Северный Кавказ», по существу, владеет указанным имуществом, имеет персонал, который обслуживает объекты, имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы объектов, что подтверждается планом основных мероприятий по совершенствованию деятельности территориальных сетевых организаций и ликвидации бесхозяйных объектов ЭСХ на территории Республики Дагестан, утвержденным генеральным директором Общества и первым заместителем Председателя РД.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об электроэнергетике» в целях обеспечения устойчивого снабжения потребителей электроэнергией, поддержания в исправном состоянии, надлежащего обслуживания объектов электросетевого хозяйства и формирования единой национальной (общероссийской) электрической сети, комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики в данном случае ПAO «Россети Северный Кавказ».
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В совокупности с п. 5 ст. 225 с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Нельзя признать бесхозяйным имущество, в отношении которого имеются обязательственные притязания. Исключена возможность признания имущества бесхозяйным, когда в отношении него возбужден спор.
Признание имущества бесхозяйным возможно только тогда, когда сняты все сомнения в том, что вещь не имеет собственника или собственник неизвестен либо собственник отказался от права собственности.
Согласно представленной суду выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на НБО и о принятии их на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что заявленные ПАО "Россети Северный Кавказ" требования о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, судья
решил:
Заявление ПАО "Россети Северный Кавказ" о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества- удовлетворить.
Признать за ПАО "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) право собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов, а именно на:
1. «ВЛ 0,4 кВ от ПС КЭМЗ1 35/10 Фидер 6 ЗТП 6-90/630 на опорах линии электропередачи протяженностью 1377м." <адрес>, состоящий из
1) ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от ЗТП 6-90/630 кВа Фидер 6 ПС КЭМЗ-1 35/10, протяженностью 1149 м, 2) ВЛ 0,4 кВ Линия 2 от ЗТП 6-90/630 кВа Фидер 6 ПС КЭМЗ-1 35/10, протяженностью 227 м;
2. Комплекс сооружений «Электрические сети 0,4кВ от ПС Кизляр-1 110/35/10 Фидер 5 КТП 5-6/63», состоящий из: 1) КТП 5-6/63 кВА Фидер 5 ПС Кизляр-1 110/35/10, площадь застройки 3.6 кв.м; 2) ВЛ 0,4кВ Линия 1 от КТП 5-6/63 кВА Фидер 5 ПС Кизляр-1 110/35/10 протяженностью 1421м.;
3. Комплекс сооружений «Электрические сета 0,4 кВ от ПС Октябрьская 35/10 Фидер 5 КТП 5-10/250», состоящий из: 1) КТП 5-10/250 кВА Фвдер 5 ПС Октябрьская 35/10, площадь застройки 4 кв.м; 2) ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 5-10/250 кВА Фидер 5 ПС Октябрьская 35/10 протяженностью 38 м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения, через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.
Судья А.А. Августин