Дело № 11-20/2020 Санкт-Петербург
78MS0023-01-2019-001115-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2020 года
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Доброхваловой Т.А.,
при секретаре Бурмистровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Михайлова А. Н. на решение мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга к Михайлову А. Н. о взыскании неосновательно полученных сумм компенсационных выплат,
заслушав объяснения ответчика Михайлова А.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца – Васильева П.П., действующего на основании доверенности, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, суд,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга обратилось в суд с иском к Михайлову А.Н., в котором просило взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 22 000 рублей, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик являлся получателем ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы". С ДД.ММ.ГГГГ ответчик был трудоустроен в <данные изъяты>, что исключало возможность получения указанной ежемесячной выплаты. Размер переплаты ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 22 000 рублей. Поскольку ответчик не обратился в пенсионный орган с заявлением о прекращении ежемесячной выплаты, у него возникло неосновательное обогащение в указанном размере, которое истец просил взыскать с ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга удовлетворены, судом постановлено взыскать с ответчика Михайлова А.Н. в пользу истца необоснованно полученную сумму компенсационной выплаты в размере 22 000 рублей и государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 860 рублей (л.д. 107, 109-112).
В апелляционной жалобе ответчик Михайлов А.Н, просит решение суда отменить и вынести по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении иска отказать. Приводит доводы о том, что излишне уплаченная сумма ежемесячной выплаты не подлежит возврату ввиду того, что данные денежные средства перечислялись на банковский счет его супруги, матери ребенка-инвалида Михайловой Н.Л., в связи с чем, Михайлов А.Н, полагает, что он является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Третье лицо Михайлова Н.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; другим лицам - в размере 1200 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подп. "д" п. 12 Правил).
Прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение данной выплаты Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п. 12 Правил (пункты 13, 14 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Михайлов А.Н. и третье лицо Михайлова Н.Л, являются родителями несовершеннолетним ребенком-инвалидом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Н.Л. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, социальной пенсии по инвалидности (л.д. 18-20), и заявлением о доставке пенсии, указав способ получения пенсии путем перечисления на расчетный счет, открытый на имя Михайловой Н.Л. в Сбербанк России.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена социальная пенсия (л.д. 21).
Кроме того, Михайловой Н.Л. производилась ежемесячная выплата как лицу, осуществляющему уход за несовершеннолетним ребенком-инвалидом, выплата которой прекращена на основании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с поступлением заявления Михайловой Н.Л. о прекращении выплаты в связи с прекращением ухода за ребенком-инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления ответчика Михайлова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, последнему была назначена ежемесячная выплата в размере 5 500 рублей как лицу, осуществляющему уход за несовершеннолетним ребенком-инвалидом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24).
При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты Михайлов А.Н, уведомлен, что в случае поступления на работу, он обязан известить об этом пенсионный орган (л.д. 22-23).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик Михайлов А.Н. был трудоустроен в <данные изъяты>.
Решением истца от ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением факта трудоустройства ответчика ему прекращена ежемесячная выплата (л.д. 25), размер переплаты составил 22 000 рублей (л.д. 3 оборот).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что переплата произошла по вине Михайлова А.Н., своевременно не сообщившего в пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты, пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика суммы, указанной в иске.
Довод жалобы о том, что спорная денежная сумма не поступала ответчику, а перечислялась на расчетный счет Михайловой Н.Л., не может служить основанием для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 18 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктами 115, 116 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера. Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 60 Семейного кодекса РФ об имущественных правах ребенка, установлено, что суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (ч. 2), при этом право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. ст. 26 и 28 ГК РФ, а при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик Михайлов А.Н. и третье лицо Михайлова Н.Л. являются супругами, совместно воспитывают ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя уход за ней, также учитывая, что компенсационная выплата устанавливается к пенсии того лица, за которым устанавливается уход, и выплачивается совместно с ней, назначенная ФИО1 пенсия перечисляется на расчетный счет матери Михайловой Н.Л., иных заявлений от родителей несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, об изменении порядка доставки пенсии, в пенсионный орган не поступало, в период с октября 2017 года по февраль 2018 года Михайлов А.Н. права на получение компенсационных выплат не имел, размер полученных компенсационных выплат и их получение совместно с пенсией по инвалидности в ходе рассмотрения гражданского дела не оспорено, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод мирового судьи о наличии оснований для взыскания необоснованно полученной суммы ежемесячной выплаты с ответчика Михайлова А.Н.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, установлены значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова А. Н. – без удовлетворения.
Судья: Т.А.Доброхвалова