Судья Рапидова И.В. дело 33-3251/2020
2- 4588/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2020 г. г.о.Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Неугодникова В.Н., Шабаевой Е.И.
при секретаре Ивановой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «ЗИМ-Энерго» к Орлову Валерьяну Вениаминовичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги отопление
по апелляционной жалобе Орлова В.В. на решение Октябрьского районного суда г.о. Самара от 16.12.2019 г., которым постановлено:
« Исковые требования ООО «ЗИМ-Энерго» к Орлову Валерьяну Вениаминовичу - удовлетворить.
Взыскать с Орлова Валерьяна Вениаминовича задолженность по оплате коммунальной услуги отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 101 717,72 руб., пени за просрочку оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 25 279,17 руб., расходов по оплате суммы государственной пошлины в размере 3 739,94 руб., а всего – 130 736,83 (Сто тридцать тысяч семьсот тридцать шесть рублей, 83 копейки).»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Орлова В.В.- Краснослободцевой Н.В., возражения представителя ООО «ЗИМ-Энерго» Федоровского В.В.
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЗИМ-Энерго» обратилось в суд с иском к Орлову В.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу отоплению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является гарантирующей ресурсоснабжающей организацией (РСО) по теплоснабжению на территории г.о. Самара в границах улиц Ново-Садовая, Лейтенанта Шмидта, Конноармейская, Луначарского, берег реки Волга на основании Приказа Минэнерго России № 506 от 08.06.2017г.
Орлову В.В. принадлежит на праве собственности кв. № <адрес>, оплату за коммунальную услугу отопление ответчик не производил.
Задолженность Орлова В.В. за период с 01.12.2016г. по 31.10.2018г. за коммунальную услугу отопление составляет 101 717,72 руб., пени 25 279,17 руб., которые истец и просит взыскать с ответчика.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом в части определения размера задолженности, Орлов В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит снизить взысканную с него суму долга.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Орлова В.В.- Краснослободцева Н.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель ООО «ЗИМ-Энерго» Федоровский В.В. просил решение оставить без изменений, жалобу- без удовлетворения.
В соответствие со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия полагает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится потребителем до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Размер платы рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным РСО в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения РСО обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса РФ).
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 42(1) установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 Правил исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из материалов дела следует, что Орлов В.В. является собственником квартиры <адрес>.
ООО «ЗИМ-Энерго» является гарантирующей ресурсоснабжающей организацией (РСО) по теплоснабжению на территории г.о. Самара в границах улиц Ново-Садовая, Лейтенанта Шмидта, Конноармейская, Луначарского, берег реки Волга на основании Приказа Минэнерго России № 506 от 08.06.2017г.
ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «ЗИМ-Энерго» и ООО УК «Комфорт», осуществляющим управление домом 4 по ул. Карла Либкнехта г.о.Самара, заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление), действовавший до декабря 2016 г.
С ДД.ММ.ГГГГ г. договор на поставку тепла в указанный дом ООО «ЗИМ-Энерго» ни с кем не заключен, и данная услуга оказывается собственникам помещений в данном доме по факту.
Истец указывает на наличие у ответчика задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 101 717,72 руб., в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
При этом ООО «ЗИМ-Энерго» указывает также на отсутствие в данном доме общедомовых приборов учета потребленного тепла, введенных в эксплуатацию, и необходимость проведения расчета оплаты за потребляемый ресурс по нормативам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что прибор учета теплоэнергии установлен на два дома № и № по <адрес>, что не соответствует действительному смыслу термина «коллективный (общедомовой) прибор учета», установленному п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также отсутствует Акт ввода данного прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем начисление оплаты истцом из нормативных показателей является правомерным.
Однако, судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может.
В соответствии с п.п. 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.( п.62)
Комиссия создается владельцем узла учета ( п.63).
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта( п. 64)
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.( п.65)
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.( п.67)
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.( п.68)
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.( п.69)
Пломбирование узла учета осуществляется:
а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;
б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета.( п.70)
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.( п.72)
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.( п.73).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «УК Комфорт» и ООО « НТК-Инвест» заключен договор № № на разработку проектной документации системы учета тепловой энергии, согласование ее с поставщиком тепловой энергии, монтаж системы учета тепловой энергии и сдачу узла учета в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ г. ООО УК Комфорт» и ООО « НТК-Инвест» подписан Акт сдачи-приемки выполненных работ по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому указанный выше комплекс работ выполнен, стороны претензий друг к другу не имеют.
При этом ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «ЗИМ-Энерго» согласовало рабочий проект узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, согласно п.5 которого после наладки и сдачи в эксплуатацию уза учета тепловой энергии шкаф узла учета теплоэнергии пломбируется.
ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «УК Комфорт» в лице директора и ООО «ЗИМ-Энерго» в лице инженера и генерального директора составили Акт пломбировки узла учета тепловой энергии, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный Акт содержит информацию о тепловычислителе ТВ7 заводской номер №, номерах пломб, и поверочном интервале составляющих элементов узла учета ( до декабря 2018, марта и декабря 2019 г.).
После чего ОО « УК Комфорт» передавало, а ООО «ЗИМ-Энерго» принимало и на протяжении 2015-2016 г.г. производило начисление платежей потребителям теплоэнергии, проживающим в указанных выше домах, по показаниям данного прибора учета.
Указанное обстоятельство подтверждается квитанциями об оплате за указанный период времени, содержащими показания прибора учета; отчетами о суточных параметрах теплоснабжения за период с ноября 2016 по декабрь 2018 г.г., составляемых ООО «УК Комфорт», где сведения о тепловычислителе ( серия и заводской номер) соответствуют сведениям Акта пломбировки узла учета.
По окончании действия договора с ООО « УК Комфорт» от ДД.ММ.ГГГГ г., с января 2017 г. начисления платежей истцом стали производиться из нормативных показателей, установленных уполномоченным органом власти на определенный период времени, со ссылкой на отсутствие надлежаще оформленного акта ввода в эксплуатацию узла учета теплоэнергии.
При этом ДД.ММ.ГГГГ г. ООО « УК Комфорт» и ООО «ЗИМ-Энерго» подписали Акт готовности теплового пункта к эксплуатации в отопительном периоде 2017/2018 г.г., который также содержит сведения о наличии пломб на узле учета и не истекшем сроке поверки измерительных приборов.
Каких-либо Актов о несоответствии узла учета требованиям действующего законодательства, его неисправности, несогласии с его показаниями, невозможности принятия показаний данных приборов учета, предоставляемых управляющей компанией, истцом не составлялось, и на протяжении 2015-2016 г.г., как указывалось выше, такие показания истцом принимались, и оплата начислялась с их учетом.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что с 2017 г. истец имеет право начислять плату за отопление по нормативам нельзя признать состоятельными.
То обстоятельство, что в данном случае Акт ввода узла учета в эксплуатацию как таковой не составлялся, является формальным, и не может повлечь за собой удовлетворение заявленных истцом требований в полном объеме.
Так, Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034, регламентирующие порядок ввода узла учета в эксплуатацию, предусматривают одновременность действий по вводу данного прибора в эксплуатацию и его опломбирование с предварительным предоставлением в ресурсоснабжающую организацию проекта узла учета, согласованного с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорта узла учета или проекта паспорта.
Т.е. действия по приему в эксплуатацию приборов учета состоят из опломбировки и составления акта ввода в эксплуатацию прибора учета.
При этом действия по опломбированию прибора учета производятся в интересах потребителей с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу.
Положения Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывают на применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии.
В данном случае наличие документации, необходимой для предоставления в ресурсоснабжающую организацию, а равно сдача смонтированного узла учета подрядной организацией управляющей компании, материалами дела подтверждено.
Опломбирование прибора учета произведено. Сведения о его некорректной работе отсутствуют. Межповерочный интервал за период, в котором образовалась задолженность ответчика, не истек.
Составление отдельного Акта об опломбировании приборов учета действующим законодательством не предусмотрено, и учитывая, что ввод узла учета в эксплуатацию сопровождается его опломбированием, то наличие такого Акта в данном случае можно расценивать как фиксацию момента ввода узла учета в эксплуатацию, и необходимости учета его показания при начислении платы за отопление.
Доводы истца о том, что они в силу того, что не являются специалистами, не могли проверить правильность установки данного прибора учета на момент его опломбирования, что и явилось препятствием для подписания акта ввода в эксплуатацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно Договора на снабжение тепловой энергией от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с ООО УК «Комфорт», установка, замена и снятие приборов учета производится только в присутствии представителя энергоснабжающей организации( п.5.3), равно как данная организация вправе производить обследование оборудования и сетей абонента ( п.2.2.4), соответственно истец обладает необходимой специализацией для определения правильности установки прибора учета.
Кроме того, в силу п.2.3 договора энергоснабжающая организация вправе не принимать от абоненте к учету месячный отчет о фактическом потреблении тепловой энергии и провести начисления расчетным способом, в случае, если узел учета не был допущен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, что также свидетельствуют о наличии компетенции истца в проверке правильности установки прибора учета.
В данном случае каких-либо замечаний от истца в отношении работы узла учета, правильности его установки, в т.ч. и при его опломбировании, не поступало. Не было отказано управляющей компании и в принятии показаний прибора учета и начислении оплаты с учетом данных показаний.
Ссылки истца на то, что в Акте пломбировки указано на непломбирование части приборов узла учета- преобразователя давления-, также во внимание приняты быть не могут, поскольку доказательств того, что данное обстоятельство повлияло на правильность показаний прибора учета, не представлено. Более того данное обстоятельство, как указывалось выше, не являлось препятствием для принятия показаний прибора учета и применение их в расчетах платы за отопление.
Доказательств того, что в период 2015-2016 г.г. расчет платы производился истцом в ином порядке, в т.ч. с применением договорных величин, не представлено.
Указание в Акте готовности теплового пункта к эксплуатации в отопительном периоде 2017/2018 г.г. на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию со стороны Ростехнадзора, также не является препятствием для эксплуатации узла учета, поскольку в отношении него Ростехнадзор участие в допуске к эксплуатации в силу действующего законодательства не принимает.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда в части невозможности установки одного узла учета теплоэнергии на 2 дома.
Такая установка действующим законодательством не запрещена, а в ряде случаев и предусмотрена. ( Приказ Минэнерго России от 03.03.2016 г. № 154 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм"( приложение № 2.7).
Доказательств наличия технической возможности установки прибора учета и теплового пункта в каждом из указанных выше домов ( д.4,6 по ул. Карла Либкнехта), которые подключены к системам теплоснабжения, эксплуатируемым ресурсоснабжающей организацией через один дом по согласованной схеме, в данном случае не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявленные ООО «ЗИМ-Энерго» требования частично, взыскав с Орлова В.В. задолженность по оплате за отопление, исходя из показаний прибора учета и количества месяцев, приходящихся на отопительный сезон, соглашаясь с уточненным расчетом ответчика, предоставленным судебной коллегии, который истцом не оспаривался, в сумме 50 534,56 руб.
Кроме того, в силу ст.155 ЖК РФ с ответчика подлежат взысканию пени в размере 15 764,54 руб., оснований для снижения размера которых судебная коллегия не усматривает, принимая во внимание длительный период неуплаты ответчиком указанных выше платежей.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.о. Самара от 16.12.2019 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
« Исковые требования ООО «ЗИМ-Энерго» к Орлову Валерьяну Вениаминовичу – удовлетворить частично.
Взыскать с Орлова Валерьяна Вениаминовича задолженность по оплате коммунальной услуги отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 50 534,56 руб., пени за просрочку оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 15 764,54 руб., расходов по оплате суммы государственной пошлины в размере 2 188,97руб., а всего – 68 488,07 руб.»
Председательствующий
Судьи