Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Урусовой-Черняевой В.В., при секретаре Горяевой Т.Н., с участием прокурора Лукояновского района Попкова А.В., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 5» Макареевой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лукояновского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МБДОУ Детский сад № 5, Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к МБДОУ Детский сад № 5, Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Лукояновского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад № 5», в ходе которой было установлено, что учреждение расположено по адресу: <адрес> относится к IV категории опасности. При этом, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, необходимость которой предусмотрена подп. «а», подп. «в» п. 4, п. 6 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 5, подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии заведующему МБДОУ «Детский сад № 5» прокурором Лукояновского района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ получена информация, из которой следует, что в Учреждении отсутствует система оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации учащихся, сотрудников и иных посетителей в связи с отсутствием финансирования.
Таким образом, в МБДОУ «Детский сад № 5» не осуществляется комплекс мер по противодействию терроризму, направленный на обеспечение безопасности малолетних воспитанников образовательного учреждения, сотрудников учреждения и третьих лиц, посещающих учреждение. Выявленные нарушения федерального законодательства создают угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения, третьих лиц.
Отсутствие финансирования у образовательного учреждения не может быть признано уважительной причиной несоблюдения законодательства и не является основанием для неисполнения всех зависящих от него мер по соблюдения законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 5» является администрация Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.
Прокурор Лукояновского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, просит обязать МБДОУ «Детский сад № 5», расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать администрацию Лукояновского муниципального округа Нижегородской области профинансировать работы по устранению нарушений МБДОУ «Детский сад № 5», а именно, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Нижегородской области.
В судебном заседании прокурор Лукояновского района Нижегородской области Попков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 5» Макареева М.И. в судебном заседании исковые требования прокурора признала.
Представитель администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ до судебного заседания от представителя Лукояновского муниципального округа Нижегородской области Мишаленковой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она исковые требования признает и просит суд установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Министерства образования и науки Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ от и.о. министра Широковой Л.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства образования и науки Нижегородской области.
Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, пунктами 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.п. «а, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Таким образом, в силу указанных норм и ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п.п. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой Лукояновского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад № 5».
МБДОУ «Детский сад № 5» расположено по адресу: <адрес> относится к IV категории опасности.
Согласно акта проверки исполнения законодательства от 05.2022, в ходе выездной проверки, проводимой в здании МБДОУ «Детский сад № 5», прокуратурой Лукояновского района выявлены нарушения, а именно:
отсутствие разработки планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием отсутствует;
объекты (территории) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
на объекте (территориях) не размещены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
С данным актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ директор МБДОУ «Детский сад № 5» Макареева М.И. ознакомлена, о чем в акте имеется ее подпись.
Таким образом, в МБДОУ «Детский сад № 5» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, необходимость которой предусмотрена подп. «а», подп. «в» п. 4, п. 6 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 5, подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.
В МБДОУ «Детский сад № 5» не осуществляется комплекс мер по противодействию терроризму, направленный на обеспечение безопасности малолетних воспитанников образовательного учреждения, сотрудников учреждения и третьих лиц, посещающих учреждение, что создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения, третьих лиц.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 5» является администрация Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Лукояновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 5, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 5», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░. 23, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 5», ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 5», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░-░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░-░░░░░░░░