Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7.1-32/2023 от 26.05.2023

Судьи ФИО5,                Дело <№>.1-32/2023

            Андреева Н.В.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Милешина И.П., при секретаре судебного заседания Щетининой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобы защитника Челмакина С.В., действующего на основании доверенности в интересах Петрова А.В. на определения судей Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 г., 5 апреля 2023 г., 14 апреля 2023 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П.А.В. (далее – П.А.В.),

установил:

10 августа 2022 г. инспектором ДПС ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место <дата> в <данные изъяты> на <адрес>, произошедшего с участием транспортного средства – специального аэродромного автомобиля «Урал» без государственного регистрационного знака под управлением водителя П.А.В., в результате которого пассажиру ФИО причинены телесные повреждения (л.д. 8).

По результатам административного расследования 30 января 2023 г. инспектором ДН ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» Плешаковым А.В. в отношении П.А.В. составлен протокол                   <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 100).

3 февраля 2023 г. материалы дела поступили в Краснослободский районный суд Республики Мордовия (л.д. 105).

Определением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 г. протокол об административном правонарушении <№> от 30 января 2023 г. и материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращены должностному лицу ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» для устранения недостатков (л.д. 107-109).

Повторно материал поступил в суд 3 апреля 2023 г. (л.д. 125).

Определением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 апреля 2023 г. протокол об административном правонарушении <№> от 30 января 2023 г. и приложенные к нему материалы возвращены в ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» для устранения недостатков (л.д. 127-129).

13 апреля 2023 г. материалы вновь поступили в Краснослободский районный суд Республики Мордовия для рассмотрения по существу (л.д. 131).

Определением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 14 апреля 2023 г. указанный выше протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы вновь возвращены должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков (л.д. 132-133).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, защитник Челмакин С.В., действующий в защиту интересов П.А.В., просит об отмене названных выше судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в Краснослободский районный суд Республики Мордовия, мотивируя свои доводы тем, что основания для возвращения протокола об административном правонарушении отсутствовали. Указывает, что недостатки протокола, на которые судьи районного суда ссылаются в оспариваемых им определениях: составление протокола в отсутствие П.А.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; направление протокола по иному адресу, нежели место регистрации, а затем и место жительства; неознакомление его с определениями о назначении экспертиз до направления указанных определений на исполнение, равно как и неознакомление с заключениями медицинских экспертиз, действительно имеют место, однако не считает названные нарушения существенными, ввиду чего возвращения судом трижды протокола должностному лицу является неправомерными. Полагает, что протокол об административном правонарушении и документы, приложенные к нему, могли быть оценены судом при рассмотрении дела по существу с точки зрения допустимости (недопустимости) доказательств, наличия состава и события административного правонарушения, а также при оценке законности (незаконности) действий должностного лица при производстве по делу (л.д. 165-167, 174-176, 183-185).

В судебном заседании защитник Челмакин С.В. доводы жалоб поддержал, считает подлежащими отмене названные выше определения судей Краснослободского районного суда Республики Мордовия.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, П.А.В., потерпевший ФИО, представитель потерпевшего ООО «Завод СпецАгрегат» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. При этом от представителя потерпевшего ООО «Завод СпецАгрегат» Воробьева В.И. поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть жалобы в его отсутствие, сведения о причинах неявки остальных лиц и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемых судебных определений, прихожу к следующему.

Возвращая материалы дела в административный орган для устранения недостатков, судья в определении от 3 февраля 2023 г. сослался на отсутствие в представленных материалах дела данных, свидетельствующих об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего ФИО о составлении протокола об административном правонарушении, а также данных, свидетельствующих об ознакомлении участников производства по делу с определениями о назначении медицинских экспертиз и их заключениями.

Основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и материалов к нему согласно определению судьи от              5 и 14 апреля 2023 г. явилось отсутствие данных, свидетельствующих о получении П.А.В. копий протокола об административном правонарушении и заключений, проведенных медицинских исследований, а также неустранение должностным лицом административного органа в полном объеме процессуальных нарушений, явившихся основанием для возвращения протокола об административном правонарушении 3 февраля 2023 г., что ведет к нарушению права П.А.В. на защиту.

Из материалов дела следует, что местом регистрации П.А.В. является: <адрес>. Однако уведомление о дате, времени и месте составления протокола по факту ДТП от 19 декабря 2022 г. направлены по адресу: <адрес> (л.д. 90); местом жительства потерпевшего ФИО является <адрес>. Вместе с тем уведомление направлено потерпевшему по адресу: <адрес>, что исключало возможность получения уведомления адресатами.

В представленной копии материалов дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о выполнении инспектором             ДН ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» в ходе административного расследования требований статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении экспертизы.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (часть 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 указанной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.

Таким образом, из буквального толкования вышеприведенных норм, следует, что протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 указанного кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.

До направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.

В соответствии с пунктом 18 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу приведенных норм права нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано в частности, существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5, в случае, когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Таким образом, из толкования приведенных выше норм и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, с учетом установленных судом фактических обстоятельств, на стадии подготовки к рассмотрению дела судьями Краснослободского районного суда Республики Мордовия протокол об административном правонарушении с материалами дела в отношении П.А.В. правомерно был возвращен в должностному лицу ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» для устранения недостатков.

Оснований не согласиться с выводами судей районного суда в определениях 3 февраля 2023 г. и 5 апреля 2023 г., 14 апреля 2023 г., не имеется, они сделаны с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовые основания для их отмены отсутствуют.

По этим основаниям отклоняются доводы жалобы защитника Челмакина С.В. о необоснованности возвращения протокола об административном правонарушении и материалов дела должностному лицу.

Суд не входит в обсуждение иных доводов защитника Челмакина С.В., поскольку они подлежат оценке при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении П.А.В. по существу, которое назначено на 27 июня 2023 г. в 9 часов 00 минут в Краснослободском суде Республики Мордовия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики

решил:

определения Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 г. и 5 апреля 2023 г., 14 апреля 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника Челмакина С.В., действующего в интересах П.А.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                                   И.П. Милешина

7.1-32/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Петров Алексей Владимирович
Другие
Директор ООО "Правовые люди" Челмакин С.В.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Милешина Ирина Павловна
Статьи

ст.12.24 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--mor.sudrf.ru
26.05.2023Материалы переданы в производство судье
26.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее