16RS0021-01-2020-002219-44
дело № 2-46/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2021 года г. Мензелинск РТ
Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ворониной А.Е., при секретаре Шарафутдиновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах, в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ о прекращении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах (далее ТО Управлением Роспотребнадзора по РТ), в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеназванным исковым заявлением к исполнительному комитету Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, где просил о прекращении нарушений санитарного законодательства, а именно, в октябре 2019 года проведена плановая/выездная проверка на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Авдониной Л.Г. №97/24-п/в-ОМС от 20.09.2019 года в отношении Исполнительного комитета Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, в ходе которой были выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
не разработана рабочая программа производственного контроля качество воды в источниках централизованного водоснабжения расположенного в с. Коноваловка, с. Топасево и не согласована с ТО Управлением Роспотребнадзора по РТ;
отсутствует план мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями;
- отсутствует проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) источников для питьевых и хозяйственных нужд Артезианская скважина с. Коноваловка ул. Заречная и с. Топасево;
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации зоны санитарной охраны (ЗСО) источников для питьевых и хозяйственных нужд Артезианская скважина с. Коноваловка ул. Заречная и с. Топасево;
отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов Артезинанских скважин с. Коноваловка и с. Топасево;
вода из артезианской скважины расположенной в с. Коноваловка ул. Заречная не отвечает санитарно-гигиеническим и микробиологическим требованиям: железо 0.64+-0.13 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0.3 мг/л, ОКБ -5.3 при гигиеническом нормативе «не допускается», ТКБ - 5.3 при гигиеническом нормативе «не допускается»;
вода из артезианской скважины расположенной в с. Коноваловка ул. Солнечная не отвечает санитарно-гигиеническим: железо 2.320+-0.464 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0.3 мг/л, Мутность - 12.7+-1.8 мг/л при гигиеническом нормативе «не более 1.5 мг/л, Жесткость общая 8.40+-1.26 мг-экв/л при гигиеническом нормативе «не более 7 мг-экв/л»;
вода из артезианской скважины расположенной в с. Топасево не отвечает санитарно-гигиеническим: Жесткость общая 15.40+-2.31 мг-экв/л прр гигиеническом нормативе «не более 7 мг-экв/л», что подтверждается протоколом лабораторных исследований ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» в г. Н.Челны, Актанышском районе №58227,58228,58229 от 16.10.2019г., Экспертным заключением №17045 от 18.10.2019 года;
- не спланирована территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) источника (Атрезианские скважины) в с. Коноваловка по ул. Солнечная: дорожка к сооружениям не имеет твердого покрытия; отсутствует охрана;
- не спланирована территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) источника (Атрезианские скважины) в с. Коноваловка ул. Заречная: дорожка к сооружению не имеет твердого покрытия; отсутствует охрана;
- не спланирована территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) источника (Атрезианская скважина) в с. Топасево: дорожка к сооружению не имеет твердого покрытия; отсутствует охрана; отсутствует ограждение; водопроводное сооружение оборудовано без учета предотвращения возможности загрязнения питьевой воды.
Оспариваемые действия исполнительною комитета Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ касаются неопределенного круга лиц, а именно любых лиц, являющихся потребителями питьевой воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, подаваемой подземными источниками водоснабжения населению, проживающему в жилых домах перечисленного выше населенного пункта. Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при решении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
Употребление населением воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, создает угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) заболеваний человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических) и социальных факторов среды обитания.
Указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы населения, проживающего в жилых домах населенного пункта Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, в связи с чем создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Просят суд обязать исполнительный комитет Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, а именно:
разработать и согласовать с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах программу производственного контроля за качеством воды в источниках централизованного водоснабжения расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево;
разработать проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) для источников централизованного водоснабжения в расположенных в с. Коноваловка по ул. Заречная и с. Топасево, и оформить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации зоны санитарной охраны (ЗСО);
оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево;
привести первый пояс зоны санитарной охраны (зону строгого режима) источников централизованного водоснабжения в расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево в соответствие с установленными требованиями;
провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, которое проводится при разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет;
разработать план мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах.
В судебное заседание представитель истца ТО Управлением Роспотребнадзора по РТ не явился, в заявлении просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 41,42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Так, в соответствии со ст.6 Закона № 416-ФЗ, со ст. 14 Федерального закона 29.12.2014г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий меж органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения население случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
На основании ч.2 ст.23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организации осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствие с Законом Республики Татарстан №59-ЗРТ от 21.07.2015г. внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к полномочиям органов местного самоуправления 01.01.2016г. вновь отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации (п. 16 ч.3 статьи 1 Таким образом, эксплуатацию и содержание источников питьевого водоснабжения населения обязаны осуществлять органы местного самоуправления исполнительные комитеты сельских поселений.
В соответствие с п.1.6, 1.13, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.4 Санитарных правил и норм (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02 от 14 марта 2002г. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, Зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект Зоны санитарной охраны (ЗСО) с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам п.2.4, п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. №24 «О введении в действие санитарных правил», Безопасность питьевой воды эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям, содержанию вредных химических веществ и благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, определенным СанПин 2.1.4.1074-01.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 32 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранен транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицам в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среде обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами государственными стандартами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от сентября 2001г. №24 с 01.01.2002г. введены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества." Которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). В соответствие с п.п. 1.3., 2.4., 4.1., 4.2., 4.3, 4.4, 4.5.:
санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный, санитарно-эпидемиологический надзор.
на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию систему водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории установленном порядке.
в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
- производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляют эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Из акта проверки №97/24-п/в ОМС территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в г. Набережные Челны от 29.10.2019 следует, что проведена плановая/выездная проверка в отношении Исполнительного комитета Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, в ходе которой выявлены нарушения ст.10, пп. 1,2, ст. 19, ст. 18. Ст. 32, ст. 32, ст. п.3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении», п.2.4, 3.2, 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», п.1.6, п.1.13, п.3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения» /л.д.18-19/.
Согласно предписанию №97/24-ОМС от 29.10.2019 года главе Коноваловского сельского поселению Мензелинского муниципального района РТ предоставлен срок для устранения указанных нарушений: по п. 1,2,5 в срок до 27.12.2019 года, по п. 3 в срок до 01.02.2020 года, по п.4 в срок до 01.03.2020 года, по п.6 срок до 01.04.2020 года /л.д.20-21/.
Согласно протоколу лабораторных исследований №58227,58228,58229 от 16.10.2019 года, отобранные пробы воды по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 /л.д. 22-23, 24-25/.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, при вынесении решения суд исходит и из признания ответчиком исковых требований, что не противоречит закону, не ущемляет чьих-либо прав, поэтому принято судом, а, следовательно, доказыванию не подлежит и в соответствии со ст.173 ч. 3 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ:
разработать и согласовать с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах программу производственного контроля за качеством воды в источниках централизованного водоснабжения расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево;
разработать проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) для источников централизованного водоснабжения в расположенных в с. Коноваловка по ул. Заречная и с. Топасево, и оформить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации зоны санитарной охраны (ЗСО);
оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево;
привести первый пояс зоны санитарной охраны (зону строгого режима) источников централизованного водоснабжения в расположенных в с. Коноваловка и с. Топасево в соответствие с установленными требованиями;
провести обязательное техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, которое проводится при разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет;
разработать план мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мензелинский районный суд РТ.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.
Судья Воронина А.Е.
Решение вступило в законную силу ________________________2021 года
Судья Воронина А.Е.