Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-7850/2023 от 05.06.2023

Судья: Серова С.Н. адм.дело № 33а-7850/2023

(№ 2а-8512023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Роменской В.Н., Сивохина Д.А.,

при помощнике судьи Пашкевич А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 1 марта 2023 г. по административному делу № 2а-851/2023 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Виноградову П.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Виноградову П.А. о взыскании недоимки по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Виноградов П.А., являлся плательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный законом срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов от 04.02.2021, от 20.12.2021.

В установленный срок должник указанные требования об уплате налогов не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. 04.07.2022 года мировым судьей судебного участка Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. 03.10.2022 года определением мирового судьи судебного участка по Самарской области судебный приказ был отменен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Виноградова П.А. задолженность в сумме 18 223,71 руб., в том числе:

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 334,00 руб., налог за 2020 г. в размере 367,00 руб., пеня за 2019 г. в размере 74,85 руб., пеня за 2020 г. в размере 1,65 руб.;

- транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 г. в размере 8 256,00 руб., налог за 2020 г. в размере 8 256,00 руб., пеня за 2019 г. в размере 74,85 руб., пеня за 2020 г. в размере 37,15 руб.;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 г. в размере 444,00 руб., налог за 2020 г. в размере 444,00 руб., пеня за 2019 г. в размере 4,03 руб., пеня за 2020 г. в размере 2,00 руб..

Решением Волжского районного суда Самарской области от 01 марта 2023 г. в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области отказано (л.д. 58-66).

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 73-77).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

На основании п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога на землю предусмотрен главой 31 Налогового Кодекса РФ и Законом Самарской области 94-ГД от 11.03.2005г. «О земле».

Согласно ст.ст. 399, 400, 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

На основании ст. 393, 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Судом первой инстанции установлено, что П.А.Виноградов являлся плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.

Из материалов дела следует, что Виноградову П.А. в период 2019-2020 г. на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:

- земельный участок (<данные изъяты> доли) с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

- квартира <данные изъяты> доли) с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>.

Кроме того, согласно сведениям Управления МВД России по г. Самаре, в собственности Виноградова П.А. в период 2019-2020 находилось транспортное средство <данные изъяты> 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак

За указанное имущество налоговым органом был рассчитан и начислен к уплате налог, а затем в адрес Виноградова П.А. направлены налоговые уведомления:

- от 01.09.2020 об уплате налогов за 2019 на общую сумму 9 034,00 руб., в том числе: транспортный налог в размере 8 256,00 руб., земельный налог в размере 444,00 руб., налог на имущество физических лиц в размере 334,00 руб.;

- от 01.09.2021 об уплате налогов за 2020 на общую сумму 9 067,00 руб., в том числе: транспортный налог в размере 8 256,00 руб., земельный налог в размере 444,00 руб., налог на имущество физических лиц в размере 367,00 руб.

В установленный срок налоги оплачены не были, в связи с чем, административным истцом в адрес Виноградова П.А. направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):

- по состоянию на 04.02.2021 об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в общей сумме недоимки 9 034,00 руб., пеня в общей сумме 81,91 руб., со сроком исполнения до 20.04.2021 г.;

- по состоянию на 20.12.2021 об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в общей сумме недоимки 9 067,00 руб., пеня в общей сумме 40,80 руб., со сроком исполнения до 02.02.2022 г..

Административным ответчиком в установленный в требованиях срок, уплата недоимки и пеней произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

04.07.2022 мировым судьей судебного участка Волжского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Виноградова П.А. в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженности по недоимки за 2019, 2020 г. на общую сумму 18 223,71 руб., в том числе: транспортный налога с физических ли: налога в размере 16 512,00 руб., пеня в размере 112,00 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 701 руб., пеня в размере 4,68 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 888,00 руб., пеня в размере 6,03 руб., в доход государства государственная пошли на в размере 364,48 руб..

Определением и.о. мирового судьи судебного участка Волжского судебного района Самарской области мировым судьей судебного участка Волжского судебного района Самарской области от 03.10.2022 г. вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника Виноградова П.А..

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган обратился в суд с иском в редакции нового Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ. При этом к требованию об уплате налогов от 04.02.2021 подлежит применению абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции до 23.12.2020), то есть с сумой более 3 000 рублей, поскольку право направления требования возникло до 23.12.2020 года. Срок исполнения требования от 04.02.2021 установлен до 20.04.2021. Поскольку сумма по данному требованию превысила 3 000 руб., налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до 20.10.2021 г. (20.04.2021 г. + 6 месяцев). С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 04.07.2022 г., т.е. с пропуском 6-ти месячного срока.

Судом первой инстанции было отказано во взыскании недоимки в связи с пропуском срока обращения в суд.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Так, Федеральный закон от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ, которым в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры "3000" были заменены цифрами "10000" (пункт 9 статья 1), вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года (пункт 2 статьи 9).

Датой применения изменения суммы с 3000 руб. на 10000 руб. следует считать дату срока исполнения требования.

Судебный приказ вынесен - 04.07.2022 отменен 03.10.2022 (л.д.11).

В материалах дела не имеется сведений об отправке Виноградову уведомления от 01.09.2020 об уплате налогов за 2019 на общую сумму 9 034,00 руб., поскольку предоставленный список от 30.08.2020 не может свидетельствовать об отправке именно уведомления от 01.09.2020, дата отправки ранее даты выставляемого требования. Таким образом, налог за 2019 год не может быть взыскан, поскольку данное уведомление не направлялось Виноградову П.А. и он его соответственно получить не мог. В силу закона обязанность у налогоплательщика возникает с момента получения уведомления.

Уведомление от 01.09.2021 об уплате налогов за 2020 на общую сумму 9 067,00 руб., направлено Виноградову П.А. почтовым отправлением (л.д.18).

В установленный срок налоги оплачены не были, в связи с чем, административным истцом в адрес Виноградова П.А. направлялись требования: по состоянию на 04.02.2021 об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в общей сумме недоимки 9 034,00 руб., пеня в общей сумме 81,91 руб., со сроком исполнения до 20.04.2021 (л.д.24), которое отправлено почтовым отправлением (л.д.25).

Требование по состоянию на 20.12.2021 об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в общей сумме недоимки 9 067,00 руб., пеня в общей сумме 40,80 руб., со сроком исполнения до 02.02.2022 г.(л.д.22-23), отправлено потовым отправлением списком от 25.12.2012 (л.д.135).

Поскольку по требованию за 2019 год со сроком оплаты до 20.04.2021 действовал закон устанавливающий возможность обратится в суд, после преодоления установленной суммы в 10 000 рублей, (по требование данная сумма не набралась) налоговый орган обосновано обратился к мировому судье, после преодоления данной суммы по требованию от 20.12.2021 со сроком до 02.02.2022 года, таким образом, в срок до 02.08.2022 года налоговый орган был вправе обратится к мировому судье, что налоговым органом было сделано- 04.07.2022, таким образом вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд налоговым органом не пропущен. Таким образом, административные требования о взыскании налога за 2020 год подлежат удовлетрению.

Вместе с тем, поскольку, налоговое уведомление за 2019 год не направлялось Виногорадову П.А. административные требования части налога за 2019 год не подлежат удовлетворению.

Вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции установлены не верно. Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области требований подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении требований в части взыскания обязательный платежей и пени за 2020 год.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой, в силу пп. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден административный истец.

С административного ответчика в доход местного бюджета, подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная исходя из взысканной суммы по правилам п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 руб.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 01.03.2023 отменить.

Постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Виноградову П.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Виноградова П.А. проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области задолженность в сумме 9107,80 руб. рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений налог за 2020 в размере 367,00 руб., пеня за 2020 в размере 1.65 руб., транспортный налог с физических лиц налог за 2020 в размере 8256,00 руб., пеня за 2020 в размере 37,15 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений налог за 2020 в размере 444,00 руб., пеня за 2020 в размере 2,00 руб.

В отельной части требований - отказать.

Взыскать с Виноградова П.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7850/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Виноградов П.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.06.2023Передача дела судье
04.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее