55RS0016-01-2020-000536-18 Дело № 2-245/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка 30 июля 2020 года
Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при помощнике судьи Кирпичевой Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Кормиловского района Иванова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних посещающих МДОУ «Кормиловский детский сад №2 «Солнышко» к МДОУ «Кормиловский детский сад №2 «Солнышко», Комитету по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности оборудовать в здании дошкольного образовательного учреждения пластиковые оконные блоки замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Кормиловского района обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания в деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад № 2 «Солнышко», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что дошкольным образовательным учреждением до настоящего времени какие-либо действия, направленные на соблюдение требований безопасности (пп. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006; п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия») не выполнены, установленные в здании дошкольного образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности не оборудованы, что повышает риск неправомерного проникновения на объект через окна, в том числе, расположенные на 1 этаже учреждения. В связи с этим, прокурором района 31.03.2020 г. внесено представление в дошкольное образовательное учреждение с требованием об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако, согласно ответу дошкольного образовательного учреждения в настоящее время устранить выявленные нарушения не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на указанные расходы. Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения действующего законодательства. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, неправомерного проникновения в образовательное учреждение. Учредителем данного бюджетного дошкольного образовательного учреждения является Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района.
Просил обязать Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района Омской области и МДОУ «Кормиловский детский сад № 2 «Солнышко» не позднее 31.03.2021 г. оборудовать в здании дошкольного образовательного учреждения пластиковые оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; взыскать с образовательного учреждения государственную пошлину.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иванов Д.В., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МДОУ «Кормиловский детский сад № 2 «Солнышко» Семиютина О.С., в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, обратилась с заявлением, в котором просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не просил об отложении рассмотрения дела.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.п. 2, 15 ч.3, п. 2. ч.6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
П. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.Согласно пп. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с п. 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 N 41 изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (введенного в действие с 01.09.2016 г.).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
П.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями к которым относится в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В судебном заседании установлено, что в результате проведения прокуратурой района проверки деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад№ 2 «Солнышко» были выявлены нарушения вышеуказанных требований безопасности, а именно: установленные в здании дошкольного образовательного учреждения оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что в свою очередь создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также неправомерного проникновения в образовательное учреждение.
Учредителем данного бюджетного дошкольного образовательного учреждения является Комитет образования Администрации Кормиловского муниципального района.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение и.о. прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних посещающих МДОУ «Кормиловский детский сад №2 «Солнышко» обусловлено необходимостью обеспечения безопасных условий обучения и воспитания.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с дошкольного образовательного учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2 «░░░░░░░░» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2 «░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2 «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 31.03.2021 ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.1.8 «░░░░ 23166-99. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2 «░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2020 ░.