Дело № 2-585/2024 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Седовой А.М.,
с участием:
представителя истца Веденеева И.А.,
представителя ответчика Камаловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанковой Татьяны Николаевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о восстановлении меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг,
установил:
Казанкова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о возложении обязанности восстановить меры социальной поддержки населения в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 % платы за электроснабжение, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи: ФИО1,2,3 произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке за период с 01 января 2019 года.
В обоснование иска указано, что Казанкова Т.Н. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности. До 31 декабря 2018 года Казанкова Т.Н. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде 100 % платы за электроснабжения в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающего совместно с ней указанных выше членов семьи. С 01 января 2019 года льгота предоставляется только на истца.
Истец Казанкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, в деле участвовал ее представитель по доверенности Веденеев И.А.
Представитель истца по доверенности Веденеев И.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчика восстановить льготу и произвести перерасчет за коммунальную услугу электроснабжение за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, так как за 2021-2023 года перерасчет истцу сделан.
Представитель ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» Камалова А.А. в судебном заседании возражений по иску не представила, в отзыве указала, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвел истцу перерасчет за электроснабжение за 2021-2023 года с учетом членов семьи.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Казанкова Т.Н. является педагогическим работником, работает заведующей МДОУ <данные изъяты>.
Казанкова Т.Н. проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрированы и проживают члены ее семьи – ФИО1,2,3
Истец состоит на учете в ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом всех зарегистрированных с ней членов семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.
На основании ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области предусмотренные частью 6<1> настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
До 31 декабря 2018 года Казанкова Т.Н. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе электроснабжение, в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов ее семьи, с 01 января 2019 года льгота по электроснабжению предоставляется только на истца.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01 января 2019 года) предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з в ч. 6.2 ст. 72 внесены изменения, в соответствии с которым предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Из приведенных положений следует, что они не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01 января 2019 года.
Из положений ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплено, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены. В случае отмены какой-либо меры социальной поддержки граждане, которым она была установлена, сохраняют право на ее получение в размере не ниже ранее установленного в течение всего срока, на который им была установлена мера социальной поддержки.
Как следует из п. 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, субъекту Российской Федерации, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки (денежные выплаты), и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения о приостановлении предоставления названных мер социальной поддержки, вызванных недостаточностью бюджетных средств, следует решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем в соответствии с действующим правовым регулированием в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такого приостановления.
Такого компенсаторного механизма субъектом Российской Федерации для лиц, имевших право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, при принятии Закона Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з предусмотрено не было.
Таким образом, оснований для прекращения начисления истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению с учетом зарегистрированных и проживающих совместно с ней членов семьи не имелось, в связи с чем указанная мера социальной поддержки подлежит восстановлению, перерасчету и выплате с учетом проживающих совместно с истцом членов ее семьи.
При этом суд считает, что данная мера социальной поддержки подлежит восстановлению, а компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению перерасчету и выплате с 01 января 2019 года, и заявление ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о пропуске истцом срока исковой давности по части исковых требований не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положениями ч. 2 ст. 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что спорные правоотношения находятся в сфере социального обеспечения, суд полагает, что к спорной мере социальной поддержки должен применяться подход, аналогичный изложенному в части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Кроме того, в силу пункта 3.2 Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-П (далее – Порядок № 1070-П), назначенная, но не полученная своевременно льготополучателем компенсация выплачивается за весь период неполучения компенсации.
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвел истцу перерасчет компенсации за период 2021-2023 годы в размерах 14579 рублей 10 копеек, 18413 рублей 48 копеек, 36561 рубль 33 копейки.
За 2019 год и 2020 годы перерасчет истцу сделан не был.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Казанковой Татьяны Николаевны <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» <данные изъяты> восстановить Казанковой Татьяне Николаевне <данные изъяты> меры социальной поддержки населения в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги (электроснабжение) как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи: ФИО1,2,3 произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А.Соколова