И.о. мирового судьи Пархоменко Н.А. Дело №11-9/2024
копия
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2024 года <адрес>
Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Большаковой О.В.,
при секретаре Могильной Т.В.,
с участием ответчика ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «РостТех» к ФИО6 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов, по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт №) в пользу ООО «РостТех» (ИНН №) денежные суммы: 1 978 рублей 50 копеек – заложенность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жилого помещения по адресу: <адрес>, жилое помещение 12 комната 1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 118 рублей 99 копеек - пени за просроченные платежи за период с мая 2022 года по август 2023 года; 400 рублей – госпошлину в порядке возврата, а всего 2 497 рублей 49 копеек.
Решение суда в части взыскания с ФИО1 в пользу ООО «РостТех» денежной суммы – 2003 рубля 03 копейки – заложенность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жилого помещения по адресу: <адрес>, жилое помещение 12 комната 1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 118 рублей 99 копеек - пени за просроченные платежи за период с мая 2022 года по август 2023 года; 400 рублей – госпошлину в порядке возврата, к принудительному обращению не исполнять, считать исполненным.»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «РостТех» обращение в суд мотивирует тем, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>12/1, при этом не оплачивает оказываемую истцом услугу по обращению с ТКО, в связи с чем образовалась задолженность. Просят взыскать с ФИО1 в пользу истца задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по адресу: <адрес>12/1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1978 руб. 50 коп., пени за период с мая 2022 по август 2023 в размере 118 руб. 99 коп., уплаченной государственной пошлины в сумме 400 рублей. Поскольку в порядке принудительного исполнения отмененного судебного приказа, с ответчика была взыскана денежная сумма - 2003 рублей 03 коп., к принудительному обращению в этой части не исполнять.
И.о. мирового судьи судебного участка № в <адрес> края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФИО1
Согласно доводам апелляционной жалобы, ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>12/1, и услугами ООО «РостТех» не пользовался, договорные отношения между сторонами отсутствуют, письменный договор не заключался, конклюдентные действия им по указанному адресу не совершались, а совершались по адресу: <адрес>, где задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеет.
Истцом представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым ответчик ФИО1 не отрицает, что в спорный период являлся собственником жилого помещения по адресу: <адрес>12/1, начисление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отсутствие лиц, состоящих на регистрационном учете, производилось на собственника, ответчик с заявлением о заключении договора в письменной форме в адрес ООО «РостТех» не обращался, о перерасчете коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заявлял, рассрочку платежа не просил. Просят решение и.о. мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца ФИО4 не явилась, надлежаще извещена, о причинах неявки не сообщила.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение и.о. мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, проверив решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривает.
Судом установлено, что на основании Приказа Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> N 1/1405-од от ДД.ММ.ГГГГ - ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Железногорской технологической зоны <адрес>, в том числе <адрес>, на 10 лет.
Согласно Приказу Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> №-од от ДД.ММ.ГГГГ норматив накопления твердых коммунальных отходов для <адрес> составляет 0,07 куб. метра на человека в месяц в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом №-од от ДД.ММ.ГГГГ норматив накопления твердых коммунальных отходов для населения оставлен в том же размере до ДД.ММ.ГГГГ.
Тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждается Приказом Министерства тарифной политики <адрес>, и составлял, в соответствии с приказом №-в от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 719 руб. 97 коп./куб.м., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 7800 руб. 77 коп./куб.м., в соответствии с приказом №-в от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 949 руб. 76 коп./куб.м.
Также установлено, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, жилое помещение 12, комната 1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся ответчик ФИО1
Как следует из справки о регистрации по адресу: <адрес>, жилое помещение 12, комната 1, представленной ООО УК «Жилкомсервис» в спорный период на регистрационном учете никто не состоял.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений было принято решение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (прямого договора) с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «РостТех» (вопрос №).
Факт оказания в спорный период ООО «РостТех» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не оспаривается. Доказательств надлежащего выполнения обязательств по оплате данной услуги ответчиком не представлено.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ФИО1 по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 978 рублей 50 копеек.
Разрешая спор и принимая решение, мировой судья, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, проверив представленный истцом расчет задолженности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что между истцом и ответчиком ФИО1 в спорный период сложились фактические договорные отношения по поводу оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответчик не выполнял свои обязательства по ежемесячному внесению платы за указанную услугу в данный период, ФИО1 с заявлениями об оказании услуг ненадлежащего качества не обращался, каких-либо доказательств того обстоятельства, что ответчику не оказывалась данная услуга либо оказывалась ненадлежащего качества, суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Правовая позиция и.о. мирового судьи, изложенная в решении суда, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела. Выводы суда первой инстанции, вопреки мнению ответчика, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым и.о. мирового судьи отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
В своей апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с выводом и.о. мирового судьи о возложении на него обязанности по оплате предоставленных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указывая на то, что между ним и истцом отсутствуют договорные отношения, между тем, данный довод получил оценку суда первой инстанции, и не нашел своего подтверждения в рамках состязательного процесса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).
Согласно пункту 148 (30) Правил № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил №).
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договорных отношений с истцом несостоятельны.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктов 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что региональным оператором на территории <адрес> по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «РостТех», суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, либо что истцом услуги не оказывались, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, вопреки доводам апеллятора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил №, рассматриваются как договорные.
Кроме того, подпункт «д» пункта 148 (24) Правил предусматривает у потребителя корреспондирующее право требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пунктом 148 (44) Правил предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. Соответствующая формула перерасчета содержится в пункте 2 Приложения N 4 к Правилам.
Из названных положений закона следует, что само по себе неиспользование ответчиком принадлежащей ему комнаты не является основанием для освобождения его, как собственника данного жилого помещения, от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения не проживающего в жилом помещении собственника от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.
Таким образом, перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений, в которых постоянно никто не проживает, Правилами не предусмотрен. При таком положении суды первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, как собственник комнаты, обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что наличие регистрации ответчика по иному адресу, в частности: <адрес>, а следовательно наличие договорных отношений с ООО «РостТех» по указанному адресу, исключает совершение им конклюдентных действий по адресу: <адрес>, жилое помещение 12, комната 1, учитывая, что ФИО1 является собственником данной комнаты, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Каких-либо правовых доводов тому, что обжалуемый судебный акт постановлен в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции считает, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, и.о. мирового судьи применены правильно, и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений требований статьи 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом допущено не было. Выводы и.о. мирового судьи мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не усматривается.
При таких обстоятельствах, и.о. мирового судьи обоснованно удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ООО «РостТех» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течении трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через мирового судью судебного участка № в <адрес> края.
Председательствующий: (подпись) О.В. Большакова
Копия верна. Судья О.В. Большакова
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 23 апреля 2024 года.