Петрозаводский городской суд Республики Карелия 10MS0013-01-2023-004958-89 https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru |
Мировой судья Голованова А.Е. УИД 10MS0013-01-2023-004958-89
Судебный участок № 13 г.Петрозаводска(Дело № 12-205/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
02 апреля 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Россыпнова В.В. на постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Россыпнова В.В., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелияот ДД.ММ.ГГГГ Россыпнов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Россыпнов В.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, производство по делу прекратитьв связи с отсутствием его вины в совершении административного правонарушения. Указывает, что по условиям Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом дополнительных соглашений) до ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось введение в эксплуатацию объекта <данные изъяты> (далее - Объект). Выполнение работ по Объекту на основании заключенного подведомственным Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) казенным учреждением Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее - КУ РК «УКС РК», Заказчик) государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось подрядчиком ООО <данные изъяты> (далее - Подрядчик), с которым ДД.ММ.ГГГГ указанный государственный контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика. Расторжение государственного контракта с Подрядчиком было продиктовано низкими темпами строительства объекта, несмотря на постоянный контроль со стороны, как Заказчика, так и организации, осуществляющей строительный контроль, а также Министерства. Поскольку Подрядчиком не были выполнены в срок работы по устройству инженерных сетей, а также работы по строительству здания предрейсового осмотра за неисполнение Подрядчиком обязательств по Контракту Подрядчику начислена неустойка в размере <данные изъяты> в адрес Подрядчика направлено уведомление о начислении штрафных санкций от ДД.ММ.ГГГГ №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Подрядчиком не были выполнены общестроительные работы (срок ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию № об отставании от графика и о не завершении комплекса работ. В связи с отставанием от графика выполнения работ и непринятии мер по увеличению темпов строительства ДД.ММ.ГГГГ Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо № о принятии мер по строительству объекта в установленные сроки. За период с января по май 2022 года Подрядчик не предоставлял в адрес Заказчика акты выполненных работ по форме КС-2, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Заказчик направил претензию № об отставании от графика производства работ, а также обратил внимание на то, что к Подрядчику могут быть применены штрафные санкции. За неисполнение обязательств по Контракту на основании п.п. 18.3.3 Контракта Подрядчику начислена неустойка в форме штрафа за каждый факт неисполнения Подрядчиком обязательства, не имеющего стоимостного выражения, в размере <данные изъяты> о чем Подрядчику было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № Подрядчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не был завершен комплекс работ, установленный графиком производства работ: по общестроительным работам (срок ДД.ММ.ГГГГ), по внутренним сетям (срок ДД.ММ.ГГГГ), по наружным сетям (срок ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы по благоустройству не сданы в установленном Контрактом порядке, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) не представлены в нарушение п. 10.1 Контракта. В связи с чем, Заказчик направил Подрядчику претензию № о нарушении сроков выполнения работ. В связи с нарушением сроков осуществления строительства, их низкими темпами, Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с которым Подрядчику была начислена неустойка в форме штрафа за неисполнения в установленные сроки Контракта в размере <данные изъяты>. На основании уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ Подрядчику был начислен штраф <данные изъяты>. В связи с незавершением комплекса работ, установленного графиком производства работ, по общестроительным работам, отделочным работам, устройству внутренних сетей, за несоблюдение сроков по комплексу работ «пусконаладочные работы» с Подрядчиком государственный контракт был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ КУ РК «УКС РК» было направлено заявление о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя ООО <данные изъяты> (КУСП УМВД по Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ №).
С целью заключения государственного контракта для завершения строительства объекта в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ осуществлена закупка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки №, был заключен государственный контракт № на выполнение работ по объекту «Реконструкция автовокзала г.Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия» между КУ РК «УКС РК» и ИП Ш. Срок окончания строительно-монтажных работ (в редакции дополнительного Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ, срок действия государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявитель обращает внимание, что Объект не был введен в эксплуатацию в сроки, предусмотренные Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, не по его вине, а по вине недобросовестного подрядчика по государственному контракту, заключенному в целях реализации Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №. Отмечает, что в процессе реализации мероприятий по строительству Объекта произошел значительный рост цен на строительные ресурсы, что привело к удорожанию стоимости государственного контракта на строительство Объекта и к необходимостивыделения бюджету Республики Карелия дополнительных средств на соответствующие цели из федерального бюджета.Главой Республики Карелия было направлено обращение в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ №/При) о выделении дополнительных средств бюджету Республики Карелия из федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, на мероприятие <данные изъяты> предусмотренное Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №. Фактически дополнительное финансирование на завершение работ по Объекту из федерального бюджета бюджету Республики Карелия выделено не было в связи с тем, что государственный контракт на строительство Объекта с недобросовестным подрядчиком былрасторгнут.Данное обстоятельство также привело к невозможности завершить строительство Объекта в срок, предусмотренный Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку потребовалось время для изыскания и выделения подведомственному Министерству строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия учреждению средств бюджета Республики Карелия для организации заключения нового контракта на завершение работ по строительству объекта. В связи с данными обстоятельствами заявитель полагает, что имеются основания для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. По мнению заявителя, указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.Кроме того отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка служебной записке Заместителя Главы Республики Карелия -руководителя Администрации Главы Республики Карелия И. от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Республики Карелия А.О. Парфенчикова, в которой указано на то, что Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия при исполнении должностных обязанностей приняты все возможные меры и максимальные усилия для реализации в срок Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта достигнуто, Объект введен в эксплуатацию. Глава Республики Карелия с указанными в служебной записке выводами согласился.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 28.2 КоАП РФ указывает, что вменяемое емуадминистративное правонарушение не является длящимся, следовательно, необходимо было достоверноустановить время совершенияадминистративного правонарушения.В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № временем совершения административного правонарушения указано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.6.1 контракта от ДД.ММ.ГГГГ № лицу, замещающему государственную должность Республики Карелия, устанавливается ненормированный служебный день, 40-часовая рабочая неделя.Согласно абзацу второму части первой статьи 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы.Предусмотренные абзацем вторым части первой статьи 112 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в равной степени распространяются на лицо, замещающее государственную должность Республики Карелия - члена Правительства Республики Карелия - Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.По условиям Соглашения № (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №) введение эксплуатацию Объекта предусматривалось до ДД.ММ.ГГГГ (приложение № 1 к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №), при этом, указанный день был нерабочим, в связи с чем, полагает, что срок исполнения Правительством Республики Карелия обязательства по Соглашению № в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ переносился на ближайший следующий за ДД.ММ.ГГГГ рабочий день, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Также указывает, что в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в оспариваемом постановлении указано на отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.Вместе с тем, п. 8 Приложения № 7 к федеральной целевой программе «Развитие Республики Карелия на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.06.2015 № 570 (в редакции на момент действия Соглашения №), а также п. 7.4. Соглашения № было предусмотрено, что внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений показателей (индикаторов) федеральной целевой программы, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.Таким образом, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 09.06.2015 № 570, а также стороны в Соглашении № рассматривали сокращение размера субсидии более чем на 20 процентов как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Полагает, что сокращение финансирования на 20 процентов и отсутствие дополнительного финансирования на строительство Объекта, в связи с ростом затрат на его строительство в размере более чем 20 процентов от начальной максимальной цены контракта, являются в равной степени чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.
Считает, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что до рассмотрения дела об административном правонарушении и до вынесения оспариваемого постановления обязательства по Соглашению № исполнены, условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта достигнуто, предусмотренный Соглашением № Объект введен в эксплуатацию, что должно было быть учтено, как смягчающее административную ответственность обстоятельство.
Россыпнов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказано.
Счетная палата Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовавписьменные материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 указанного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с ч.3 ст.132 Бюджетного кодекса РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФусловием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила №999).
В силу пункта 10 указанных Правил № 999 одним из условий предоставления субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидии. При этом соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в том числе: значения результатов использования субсидии; обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий; указание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации и представлению отчетности; порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением; обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) указанных Правил; ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года» (далее - Правила № 570) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 570 (далее - Постановление № 570).
Согласно положениям ч.3 ст.132 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 5, 8 Постановления № 570 условием предоставления субсидииявляется заключение соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, которое заключается в соответствие с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Соглашение подготавливается и заключается с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»).
Исходя из пункта 8 Правил № 570, внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно абзацу 17 раздела V Правил № 570 ответственность за своевременное финансирование мероприятий Программы путем предоставления субсидий, а также за их выполнение возлагается на органы исполнительной власти Республики Карелия.
Из материалов дела следует, что 26.12.2019между Министерствомэкономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение № о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения № уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Республики Карелия, на который возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и предоставление отчетности, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения № установлена обязанность Министерства обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных положением № 3 к Соглашению,являющимся его неотъемлемой частью, подпунктом 4.34 - исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе, с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества согласно приложению № 4 к Соглашению.
В подпункте 4.3.6 Соглашения № определена обязанность Министерства обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа ГИИС «Электронный бюджет», в том числе Отчета о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению№ 6к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пункту 1.1 Соглашения (в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах бюджету Республики Карелия субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Республики Карелия по реализации мероприятия федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года», утвержденной постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, софинансируемого с привлечением средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 08, целевая статья 99 8 00 54190, вид расходов 522 в рамках федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 570 (далее-ФЦП «Карелия»).
Приложением № 1 к Соглашению установлен перечень объектов, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в том числе объект «Реконструкция автовокзала г. Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия».
Срок ввода в эксплуатацию указанного объекта по инициативе Министерства установлен - 2022год (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №).
Сметная стоимость строительства установлена в размере <данные изъяты> рублей (приложение № 4 к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №).
В 2022 году лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение объекта «Реконструкция автовокзала г. Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия» в объеме 27240,1 тыс. рублей доведены Минэкономразвития России бюджету Республики Карелия расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ №.
Соответственно, на Министерство в целях соблюдения условий и порядка предоставления и расходования межбюджетного трансферта (субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года») возложена обязанность по достижению в 2022 году результатов представления межбюджетного трансферта (Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП «Карелия») до конца финансового года и по представлению в Минэкономразвития России достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.
Соглашением (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №) срок ввода Объекта в эксплуатацию установлен в период ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что Россыпнов В.В., являясь Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, исполняя свои служебные обязанности по адресу: <адрес>, по состоянию на 00 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ нарушил условия и порядок расходования межбюджетных трансфертов, а именно: в нарушение пункта 4.3.3 Соглашения №не обеспечилрезультативность использования субсидии, предоставленной бюджету Республики Карелия в рамках Соглашения № в общем объеме <данные изъяты> рублей на <данные изъяты>; в нарушение пункта 4.3.4 Соглашения № не обеспечил исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе, с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в части обеспечения 100% технической готовности объекта, получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительств требованиям технических регламентов и проектной документации, срока ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом.
Указанные нарушения выявлены по результатам проведенного Счетной палатой Российский Федерации контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета на 2022 год» в Министерстве экономического развития Российской Федерации и зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету ДД.ММ.ГГГГ об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектовкапитального строительства на ДД.ММ.ГГГГ, представленному Министерством Минэкономразвития России в ГИИС «Электронный бюджет», техническая готовность Объекта <данные изъяты>составляет 69,0 %, строительно-монтажные работы на Объекте не окончены, заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектнойдокументации не получено, Объект не введен в эксплуатацию.
Несмотря на то, что на ДД.ММ.ГГГГ кассовое исполнение посредством федерального бюджета (<данные изъяты> рублей) фактически составило 100 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств (<данные изъяты>), согласно Отчету от ДД.ММ.ГГГГ о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ, представленному Министерством Минэкономразвития России в ГИИС «Электронный бюджет», Министерством не достигнут результат предоставления Субсидии по направлению расходов «Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года», показатель «количество реконструируемых объектов опорной сети»: план - 2 единицы, факт -1 единица; не обеспечена техническая готовность объекта <данные изъяты> план - 100%, факт - 69,0%.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения № уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, на который возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения № и предоставление отчетности, определено Министерство.
Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П (далее – Положение) установлены полномочия Министерства.
В силу п.1 Положения Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.
Согласно подпунктам 8, 9, 13, 15, 24, 59, 73 пункта 10 Положения о Министерстве к полномочиям Министерства, в том числе, отнесены: обеспечениедостижения планируемых значений показателей и представление информации к докладам Главы Республики Карелия о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период; осуществление подготовки предложений федеральным органам исполнительной власти по реализации на территории Республики Карелия федеральных целевых программ, формирование в установленном порядке бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Карелия в установленных сферах деятельности; организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;координация реализации инвестиционных проектов в строительном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике и промышленности строительных материалов, программы газификации Республики Карелия; выдача разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, установленных законодательством; осуществление в установленном порядке взаимодействия с государственным казенным учреждением Республики Карелия, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков; координация и контроль деятельности подведомственных государственных учреждений.
В соответствии с п.13 Положения Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Карелия.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Министерство функций, действует от имени Министерства без доверенности, представляет его во всех органах и организациях, заключает договоры в установленном порядке; исполняет поручения Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия (пп. 1, 7, 8 п.13 Положения о Министерстве).
Указами Главы Республики Карелия от 11.03.2020 №18 и от 13.10.2022 №99 на государственную должность Республики Карелия Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия назначен Россыпнов В.В..
Таким образом, на Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия РоссыпноваВ.В. была возложена ответственность за надлежащее исполнение условий Соглашения №, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности), в том числе, в части обеспечения результата использования субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и приобретению объектов недвижимого имущества.
В связи с указанными обстоятельствами ведущим инспектором Счетной палаты Российской Федерации в отношении Россыпнова В.В. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы событие административного правонарушения и виновность Россыпнова В.В. в его совершении подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который существенных недостатков не имеет, и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительными соглашениями к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; расходными расписаниями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №; отчетом о достижении значений результатов предоставления Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом о расходах на 01.01.2023от ДД.ММ.ГГГГ;поручением о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ №; актом по результатам проведения контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; Указами Главы Республики Карелия в отношении Россыпнова В.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; служебными контрактамина осуществление полномочий № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; другими материалами дела.
Мировой судья, оценив имеющиеся в деле доказательства, обоснованно пришел к выводу о наличии в действияхРоссыпнова В.В. состава инкриминируемого административного правонарушения,предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Обстоятельства, на которые ссылается Россыпнов В.В. в жалобе, и которые были проверены и оценены на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы и основаниям, исключающим противоправность и виновность его поведения.
Часть 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, корреспондируя положениям Бюджетного кодекса РФ, регулирующим межбюджетные правоотношения, устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих достижение общественно-значимых задач (целей), относящихся к функциям этих органов, и осуществляющих в связи с этим определение перечня мероприятий (объектов) и их финансовых показателей за счет межбюджетного трансферта, планирование, реализацию и контроль финансовых показателей по мероприятиям (объектам).
К таким финансовым показателям относятся объем заявленного к предоставлению из федерального бюджета межбюджетного трансферта, срок его использования, условия и порядок расходования, а также экономический результат, эквивалентный запланированным мероприятиям (объектам).
При этом определение планируемых и текущих значений финансовых показателей, их объективность и достоверность, а также их своевременное изменение в установленном порядке, обеспечиваются самим органом государственной власти в качестве получателя межбюджетного трансферта.
ДД.ММ.ГГГГ между Минэкономразвития России и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение № о предоставлении в 2020 году субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Республики Карелия по реализации мероприятия федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года».
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия определено единственным ответственным органом государственной власти за организацию исполнения Соглашения № по обеспечению достижения значений финансовых показателей в качестве результата использования субсидии, направленного на выполнение мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства (в том числе по объекту:«Реконструкция автовокзала г. Петрозаводска и опорной сети автостанций Республики Карелия») (далее - Объект).
Финансовые показатели результата использования субсидии и график выполнения мероприятий дважды изменялись: на 2021 год (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), на 2022 год (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). Увеличена сметная стоимость строительства (приложение № к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ).
Россыпнов В.В. назначен на должность министра ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты, осуществляя единоличное руководство Министерством, несет ответственность за организацию исполнения Соглашения №.
Так, согласно разделу V «Механизм реализации программы» федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года» (в редакции, действовавшей в период совершения административного правонарушения) и пунктам 4, 5, 7 и 9 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование мероприятий указанной федеральной целевой программы (далее - Правила № 570), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 570, ответственность за обеспечение актуализации целевых индикаторов и показателей Программы (финансовых показателей и графика выполнения мероприятий, предусмотренных в Соглашении №) в целях принятия при необходимости своевременных управленческих решений по ее корректировке возлагается на органы исполнительной власти Республики Карелия (Министерство).
Получение межбюджетного трансферта связано с документальным обоснованием Министерством его размера и сроков использования, то есть именно Министерством определены сроки и объемы строительства в качестве экономического результата и как условие предоставления соответствующего объема средств федерального бюджета, в том числе в 2022 финансовом году.
Обеспечение своевременного достижения экономического результата использования межбюджетного трансферта, возложенное на Министерство, характеризуется обязанностью получить полные данные о проектировании и строительстве (реконструкции) объектов финансирования, оценить их в качестве показателей, подлежащих отражению в графике выполнения мероприятий, реализуемых в целях достижения значения результата использования межбюджетного трансферта, а также в качестве значений этих результатов.
Соглашение № предполагало софинансирование Объекта из федерального бюджета в 2020 году с условием достижения финансовых результатов и графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции) объектов до конца указанного финансового года.
Указанные подателем жалобы обстоятельства, послужившие по его мнению препятствием в реализации результатов использования межбюджетного трансферта (неисполнение подрядчиком государственного контракта), имели место до получения межбюджетного трансферта на 2021 и 2022 годы и заключения дополнительных соглашений кСоглашению №, то есть подлежали учету Министерством при определении новых показателей графика выполнения мероприятий, реализуемых в целях достижения значения результата использования межбюджетного трансферта, и значений этих результатов (в том числе новой стоимости их достижения).
Нарушение сроков достижения значений собственных результатов работы Министерства при использовании межбюджетного трансферта не связано с обстоятельствами, возникшими после изменения финансовых показателей, определенных Министерством при заключении дополнительных соглашений о софинансировании мероприятия (объекта), исполняемых Министерством под руководством Россыпнова В.В. в 2021 и в 2022 финансовых годах.
Несмотря на предоставленные из федерального бюджета средства в требуемом объеме экономический результат не достигнут.
Причины недостижения значения результата предоставления межбюджетного трансферта (реализации мероприятий, в том числе по реконструкции Объекта, запланированных Министерством включением в состав федерального проекта), напрямую связаны с ненадлежащим осуществлением ведомственного контроля со стороны Министерства, не только как органа государственной власти, но и как главного распорядителя бюджетных средств, обеспечивающего распределение и доведение финансирования, с возможностью принятия организационных и распорядительных действий в отношении участников реализации мероприятий, начиная с ноября 2020 года.
Таким образом, именно Министерство как уполномоченный орган государственной власти в рассматриваемой сфере, определяло не только перечень объектов строительства и реконструкции, софинансируемых за счет федерального бюджета, планируя их строительство и реконструкцию, но и непосредственно определяло сроки и объемы финансирования работ, финансовые результаты использования межбюджетного трансферта, в том числе в 2022 году.
Ссылки на значительный объем работ и ихудорожание также являются несостоятельными, поскольку обеспечение реальных сроков строительства, его стоимости,обеспечение актуализации стоимости строительства относится к текущей деятельности Министерства, подлежавшей реализации Министерством до заключения дополнительных соглашений к Соглашению №.
Фактические данные, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер, направленных на достижение целей предоставления межбюджетного трансферта, Министерством не представлены. Объективные причины, предусмотренные Соглашением №,в качестве обстоятельств, допускающих неисполнение условий принятых обязательств, Россыпновым В.В. не приведены.
Неисполнение подрядчиком обязательств по контракту к обстоятельствам непреодолимой силы не относится, поскольку объем финансирования в сторону сокращения не изменялся, а установление реализуемых сроков и объемов строительства, обеспечение проектных и технических условий к полномочиям подрядчиков не относятся.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, и не свидетельствуют об отсутствии в действиях Россыпнова В.В. вменяемого ему состава административного правонарушения.
Письменные пояснения, представленные заявителемв адрес Счетной палаты Российской Федерациии в материалы дела,по своей сути повторяют доводы Россыпнова В.В., изложенные им в жалобе на постановление мирового судьи.
Вопреки доводам жалобы предусмотренного ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ основания для прекращения производства по делу не усматривается.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий изадач, направлены на обеспечение действия презумции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Достаточных доказательств, подтверждающих принятие Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия всех зависящих от него мер для выполнения условий Соглашения №,не представлено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для освобождения правонарушителя от административной ответственности не имеется.
Данные, свидетельствующие о малозначительности содеянного с учетом его общественной опасности, отсутствуют.
Административное наказание назначено Россыпнову В.В. в пределах, установленных санкцией ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является минимальным.
Таким образом, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Россыпнова В.В. вынесено с соблюдением всех норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в установленные законом сроки. Правовых оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 05.02.2024по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Россыпнова В.В. оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья А.В.Нуриева