З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 19 января 2022 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Тышкееве С.Ю., с участием представителя истца – помощника прокурора Осинского района Сабировой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-11/2022 по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации к Шарапову М. Н. о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания,
установил:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах Российской Федерации обратился в Осинский районный суд с иском к Шарапову М. Н. о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания, указав следующее:
Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране животного мира на Байкальской природной территории выявлены факты причинения ущерба животному миру.
В период с <дата обезличена> год по <дата обезличена> Шарапов М.Н. в нарушение требований ст.ст.29, 30, 75, 77, 94 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 года № 993, совершил незаконную рубку лесных насаждений на участках лесного фонда в выделе ... Качугского лесничества. Площадь незаконной рубки составила 4,7 га.
Факт незаконной рубки леса подтверждается приговором Качугского районного суда Иркутской области от <дата обезличена>, согласно которому Шарапов М.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.260 УК РФ. Приговор вступил в законную силу 03 марта 2020 года.
Таким образом, как действующее законодательство, так и руководящие положения Пленума Верховного суда РФ допускают возмещение вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой лесных насаждений, в ходе которой осуществляется нарушение или уничтожение среды обитания охотничьих ресурсов.
При этом реальность причинения вреда определяется самим фактом хозяйственной деятельности, при которой происходит изъятие лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира, снижается численность и продуктивность популяции животных.
По требованию прокуратуры специалистом министерства лесного комплекса Иркутской области выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 года № 948 (далее - Методика).
В соответствии с расчетом, на территории лесных участков, на которых совершена незаконная рубка лесных насаждений Шараповым М.Н., обычны лось, благородный олень, косуля, кабарга, дикий северный олень, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.
При этом ущербом согласно Методике считается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания.
При оценке размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты по учету численности охотничьих животных за 2019 год.
Из расчета следует, что размер причиненного вреда объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания в охотничьих угодьях составил 804 882,54 рубля.
Таким образом, установлено, что ответчиком в результате совершенных им преступных действий причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, что повлекло нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции РФ, нарушение благоприятных условий жизнедеятельности (преамбула Федерального закона «О животном мире»).
При этом животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации (преамбула Федерального закона «О животном мире»).
В соответствии с ч.3 ст.78 Закона об охране окружающей среды иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно п.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В связи с тем, что вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причинен ответчиком в результате незаконной рубки лесных насаждений в границах Качугского района, суммы возмещения вреда подлежат взысканию в бюджет Качугского районного муниципального образования.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Шарапова М. Н. в доход муниципального образования «Качугский район» ущерб, причиненный животному миру и среде его обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 804 882,54 (восемьсот четыре тысячи восемьсот восемьдесят два рубля пятьдесят четыре копейки) рубля в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Сабирова У.А. требования прокурора поддержала и просила взыскать с Шарапова М.Н. ущерб, причиненный животному миру и среде их обитания в размере 804882 рубля 54 копейки. Не возражала против вынесения по делу заочного решения.
Ответчик Шарапов М.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст.ст.233-237 ГПК РФ.
Представитель ТУ МЛК Иркутской области по Качугскому лесничеству в судебное заседание не прибыл.
Представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области (отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания) в судебное заседание не прибыл, направив отзыв на иск, согласно которого исковые требования прокурора они поддерживают, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее ФЗ № 209-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.ст.4, 56 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст.ст.1,7,56,57,58 ФЗ N 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Приговором Качугского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 03 марта 2020 года, установлено, что Шарапов М.Н. в период с <дата обезличена> по 15 часов 16 минут <дата обезличена>, находясь в лесном массиве в квартале ... на территории Качугского района Иркутской области, совершил незаконную рубку 114 деревьев породы сосна, причинил ущерб Российской Федерации (лесному фонду) в размере 657431 рубль. В размер указанного ущерба не включен ущерб, причиненный охотничьим ресурсам в месте незаконной рубки. Общий объем незаконной рубки лесных насаждений составил 179,54 куб.м. древесины, размер площади территории, в границах которой произошла незаконная рубка, составил 0,03 га, что подтверждается приговором и расчетом размера ущерба, причиненного объектам животного мира. Данные действия Шарапова М.Н. квалифицированы как преступление, а именно - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере, т.е. по ч.3 ст.260 УК РФ УК РФ, что подтверждает факт совершения ответчиком незаконной рубки лесных насаждений в вышеуказанном месте и его виновность в совершении противоправных действий.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из смысла положений ч.4 ст.61 ГПК РФ и п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, и имеет для рассмотрения данного дела преюдициальное значение.
При указанных обстоятельствах, с учетом наличия приговора суда от <дата обезличена>, вступившего в законную силу, суд считает установленным факт совершения незаконной рубки в квартале ... на территории Качугского района Иркутской области ответчиком Шараповым М.Н. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела.
Судом установлено, что ответчик Шарапов М.Н. своими преступными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий площадью 4,7 га., расположенных в квартале ... на территории Качугского района Иркутской области. Согласно подпунктам "а,б,в,г" пункта 5 "Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 года N 948, при расчете размера вреда в связи с нарушением или уничтожением среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно представленному истцом расчету оценки вреда, объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на участке лесных охотничьих угодий, расположенных в квартале ... на территории Качугского района Иркутской области выполнен по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 года N 948, Шарапов М.Н. причинил ущерб объектам животного мира и среде их обитания в размере 804882 рубля 54 копейки.
Произведенный заместителем отдела по Качугскому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненный на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов). Применяя при данном расчете методику исчисления ущерба, начальник территориального управления использовал нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, сведения о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов в целом по Осинскому району Иркутской области за 2021 год, данные отчета службы по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области в 2019 году, проведенного методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и других специальных методов учета, с использование средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Осинскому району Иркутской области за 2019 год, приведенными в приложениях 1-5 к данному расчету.
Представленный истцом расчет размера ущерба произведен должностным лицом, являющимся заместителем отдела по Качугскому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству, на основе утвержденной в установленном порядке методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющегося в соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ, "Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", утвержденным Приказом Минприроды России от 06.09.2010 года N 344, системой регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
При этом функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания возложены, согласно п.8.п.п.51 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 года N 155-пп именно на Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В соответствии с п.п.4 п.8.3 приказа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 N 90-мпр "Об утверждении Положений о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области", в соответствии с возложенной на территориальные управления задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Иркутской области территориальное управление осуществляет функции по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру и среде обитания основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела и определяется самим фактом незаконной деятельности ответчика Шарапова М.Н., которым осуществлялась незаконная вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания, при этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру применяемой в силу закона.
В связи с чем, суд признает расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания признан обоснованным и достоверным. Сведений о недостоверности произведенного расчета суду не представлено.
Принимая во внимание положения ст.8 Лесного кодекса РФ о принадлежности лесных участков в составе земель лесного фонда федеральной собственности, положения ст.42 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ о платности пользования охотничьими ресурсами суд приходит к выводу, что Шарапов М.Н. своими незаконными действиями уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, чем нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков и лесных насаждений, а также нарушил интересы Российской Федерации и Иркутской области, являющихся получателями средств сбора за пользование объектами животного мира. Данные обстоятельства свидетельствует о правомерности обращения прокурора с данным иском в суд в защиту интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, оценив относимость, допустимость и достоверность представленных суду доказательств в отдельности и их достаточность, и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации к Шарапову М.Н. о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания, подлежат удовлетворению, причиненный ущерб подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования «Качугский район», то есть по месту причинения вреда.
Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с п.1 ч.1 ст.339.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляющая 11248 рублей 83 копейки в пользу государства с зачислением в бюджет Осинского муниципального района (часть 2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации к Шарапову М. Н. о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания удовлетворить.
Взыскать с Шарапова М. Н. сумму ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 804882 (восемьсот четыре тысячи восемьсот восемьдесят два) рубля 54 копейки в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в доход бюджета муниципального образования «Качугский район»: Банк – отделение Иркутск г.Иркутск, БИК 012520101, расчетный счет №1 единый – 40102810145370000026, счет №2 казначейский – 03100643000000013400, получатель – УФК по Иркутской области (Министерство лесного комплекса по Иркутской области), ИНН 3808170859, КПП 380801001, ОКТМО 25631000, КБК – 843 1 16 11050 01 4801 140.
Взыскать с Шарапова М. Н. государственную пошлину в доход бюджета Осинского муниципального района в размере 11248 (одиннадцать тысячи двести сорок восемь) рублей 83 копейки.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Осинский районный суд Иркутской области в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого заочного решения.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво