Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3478/2021 от 02.03.2021

Судья: Бахышев И.Х.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-3478

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-925/2020)

30 марта 2021 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Ивановой Е.Н. и Ефремовой Л.Н.,

при секретаре – Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – А.М.В. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 24 декабря 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска А.М.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» о взыскании недоначисленных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в размере 34 154 рубля 55 копеек, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей - отказать полностью.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы истца - А.М.В., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - ГБУЗ «СОСМП» - Орлова В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – А.М.В. обратилась в суд с иском о взыскании выплаты стимулирующего характера и компенсации морального вреда к ответчику – Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» в обоснование своих требований указав, что истец работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи Безенчукской подстанции скорой медицинской помощи с апреля 2017 года по настоящее время, является председателем первичной профсоюзной организации «<Наименование>». Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В силу положения указанного Постановления истец получила выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за период с мая по сентябрь 2020 года: с 1 мая 2020 года по 31 мая 2020 года в размере 2 260 рублей 12 копеек; с 1 июня 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 913 рублей 22 копеек; с 1 июля 2020 года по 31 июля 2020 года в размере 2 444 рубля 74 копейки; с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 9791 рубль 37 копеек. Истец полагает, что расчет и начисление указанных выплат ей работодателем произведены с нарушением п. 10 положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415, ежемесячные выплаты следовало производить в размере 12 391 рубль, что соответствует 40% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики. Возможность снижения уровня выплат в сравнении с установленными в п. 10 Правилами, законодательством не предусмотрена. Начисление положенных выплат стимулирующего характера было произведено ответчиком в соответствии с п. 2.4. Положения от 22 мая 2020 года, исходя из расчета рабочих часов в интервале с даты начала оказания медицинской помощи пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19 и до последнего дня календарного месяца, что с её точки зрения, противоречит Правилам от 2 апреля 2020 года №415, согласно которым выплата стимулирующего характера производится за фактически отработанное время в связи с занимаемой должностью. Истец считает, что Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415 подлежит исполнению в точном соответствии в редакции указанного акта и без каких-либо разъяснительных писем других ведомств, искажающих смысл положения Правил. Работники скорой медицинской помощи, выезжающие по вызовам для оказания медицинской помощи в период коронавирусной инфекции, как она полагает, попадают в группу риска заражения этим заболеванием, поэтому в период пандемии выплаты стимулирующего характера работодатель обязан производить за фактически отработанное время в связи с занимаемой должностью, а не в порядке, установленном ответчиком.

На основании изложенного истец просила суд взыскать с ответчика в счет недоначисленных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку - 34 154 рубля 55 копеек и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – А.М.В. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – А.М.В., судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда.

Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и т.д. (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (ст.ст. 146 - 149 Трудового кодекса РФ); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Вместе с тем, порядок и размер стимулирующих выплат, установленных для отдельных категорий работников соответствующими нормативными актами, определяются, в том числе, соответствующими нормативными актами и разъяснениями соответствующих министерств и ведомств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и Дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в тексте которых имеется указание на «выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция».

В соответствии с пунктами 1, 2 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 2 апреля 2020 года № 415, источником финансового обеспечения иных межбюджетных трансфертов являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - иные межбюджетные трансферты). Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в определенных размерах (пункт 10 Правил).

Выплаты осуществляются в размере, установленном в пункте 10 Правил, на основании локального акта медицинской организации, согласованного с минздравом субъекта РФ (пункт 11 Правил).

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых они являются, осуществляется Минздравом России и органами государственного финансового контроля. Иные межбюджетные трансферты в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 14 Правил).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (в данном случае Минздрав России) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Из материалов дела следует, что А.М.В. работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи бригады скорой медицинской помощи Безенчукской подстанции Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная станция скорой медицинской помощи» на основании трудового договора от 1 апреля 2017 года № .

Приказом Главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» от 22 мая 2020 года № 104/1 утверждено «Положение об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией». Указанное положение согласовано председателем первичной организации профсоюза Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи».

Указанным «Положением об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», предусмотрено, что выплата стимулирующего характера устанавливается за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» за фактически отработанное время в составе специализированной бригады скорой медицинской помощи оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19» с момента включения в ее состав.

Приказами Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная станция скорой медицинской помощи» от 5 июня 2020 года №121/1, от 2 июля 2020 года № 141/1, от 31 июля 2020 года № 138/1, от 30 сентября 2020 года№ 252 А.М.В. в мае, июне, июле и в сентябре 2020 года включена в состав специализированной бригады по оказанию скорой медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 А.М.В. начислены и выплачены стимулирующие выплаты за май 2020 года в размере 2 260,12 рублей за 24 фактически отработанных часов в составе специализированной бригады по оказанию скорой медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19; за июнь 2020 года в размере 913,22 рублей за 12 фактически отработанных часов в составе специализированной бригады; за июль 2020 год в размере 2 444,74 рублей за 35,4 фактически отработанных часов в составе специализированной бригады; за сентябрь 2020 года в размере 9 791,37 рублей за 135,6 фактически отработанных часов в составе специализированной бригады.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком произведены выплаты стимулирующего характера с учетом фактически отработанных часов в составе специализированной бригады по оказанию скорой медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в соответствии с «Положением об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», утвержденным Приказом Главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» от 22 мая 2020 года №104/1.

С учетом необоснованности требований истца о признании приказа незаконным и выплате премии не подлежат удовлетворению также требования производные от указанных о взыскании компенсации морального вреда.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правовой природе спорных выплат, и с учетом данного обстоятельства о необходимости буквального толкования содержания соответствующих норм локально-нормативных актов ответчика и условий названных нормативных актов, поскольку условия производства спорных выплат зависят исключительно от воли главного распорядителя соответствующего бюджета.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, не может быть снижен, поскольку выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях истцу, оказывающему медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, осуществлялись в 2020 году в соответствии с Положением об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», принятым на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, которым определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.

Не может признать убедительными судебная коллегия все остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, между тем, всем доводам истца суд первой инстанции дал надлежащею правовую оценку.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 24 декабря 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.М.В. - без удовлетворения.

    

Председательствующий –

Судьи -

33-3478/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абрашкова М.В.
Ответчики
ГБУЗ Самарская областная станция скорой медицинской помощи
Другие
Орлов В.В.
Корнилина О.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.03.2021[Гр.] Передача дела судье
30.03.2021[Гр.] Судебное заседание
08.04.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее