Дело № 11-15/2023
(дело в суде 1 инстанции 2-409/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Кумертау 09 февраля 2023 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Янбековой М.В.,
с участием представителя истца Коченовой О.В., доверенность от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции апелляционную жалобу представителя истца Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения на решение мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения к Масегутовой Л.Ш. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения обратилось к мировому судье с исковыми требованиями к Масегутовой Л.Ш. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице за период с <...> по <...> в размере 21 059,46 руб., мотивируя свои требования тем, что <...>, Масегутова Л.Ш. обратилась в отдел ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения по <...> с заявлением с целью получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. На основании представленных документов Масегутова Л.Ш. признана безработной с <...>. Установлен период выплаты ей пособия по безработице в течение 6 месяцев с <...> по <...> в размере 16949,50 руб. в соответствии с приказом <...>Д5406/20239 от <...>. Приказом <...>П5416/20239 от <...> изменен порядок начисления Масегутовой Л.Ш. пособия по безработице, пособие назначено с <...> по <...> в размере 16 949,50 руб. в месяц, с <...> по <...> – 13 473,32 руб. в месяц, с <...> по <...> – 10 473,32 руб. в месяц, с <...> по <...> – 8378,66 руб. в месяц. <...> при личном обращении Масегутовой Л.Ш. ГКУ Южный межрайонный ЦЗН выявлено, что получатель пособия с <...> сменила место своей регистрации на городской округ <...>, при этом не уведомила отдел ЦЗН по <...> и продолжила получать пособие. Масегутова Л.Ш. обманным путем, без установленных на то оснований, получила пособие по безработице в сумме 21 059,46 руб. Приказом <...>Д7329/20239 от <...> Масегутова Л.Ш. снята с регистрационного учета в качестве безработной в связи с переездом или переселением внутри субъекта РФ.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> в удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения к Масегутовой Л.Ш. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель истца подал апелляционную жалобу, в которой считает решение мирового судьи подлежащим отмене, мотивируя тем, что вывод мирового судьи о том, что со стороны ответчика отсутствовала недобросовестность при получении пособия, противоречит Закону от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Пособие по безработице получено ответчиком в результате сокрытия факта места жительства, предоставления недостоверных данных, имеющих значение для назначения социальных выплат и недобросовестного поведения. Получение ответчиком за счет бюджетных средств пособия по безработице является незаконным.
В судебное заседание ответчик Масегутова Л.Ш., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, не явилась.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение мирового судьи указанным требованиям отвечает в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм. Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от <...> N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от <...> N 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что <...> Масегутова Л.Ш. с целью получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы обратилась с заявлением в отдел ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения по <...>.
На основании представленных документов Масегутова Л.Ш. признана безработной с <...> и ей стало начисляться пособие по безработице.
В графе «адрес места жительства (пребывания)» ответчик указала: <...>.
Согласно регистрационному штампу в паспорте ответчика с <...> ответчик зарегистрировалась по адресу: <...>61.
Приказом <...>Д7329/20239 от <...> Масегутова Л.Ш. снята с регистрационного учета в качестве безработной в связи с переездом или переселением внутри субъекта РФ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждения о взыскании неосновательного полученного пособия по безработице, мировой судья исходил из того, что Масегутова Л.Ш. по указанным истцом основаниям не может быть произвольно, без предусмотренных законом оснований, лишена мер социальной поддержки в виде выплаты пособия по безработице в период с <...> по <...>.
При этом мировой судья сослался на ст. 3 Закона Российской Федерации от <...> N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами мирового судьи.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от <...> N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания, конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. Толкование п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения соотносится с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и ст. 20 ГК РФ, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации (Определение Конституционного Суда РФ от <...> N 1868-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афганистана ХХХ на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации»)
Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.
На момент обращения в отдел ГКУ Южного межрайонного центра занятости населения по Куюргазинскому району за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Масегутова Л.Ш. сообщила достоверные данные относительно места своего фактического проживания, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому она в установленном порядке была зарегистрирована по месту пребывания, а потому ответчик имела право на постановку на учет в качестве безработного на территории Республики Башкортостан и на получение пособия по безработице.
Согласно информации, имеющейся в свободном доступе в сети «Интернет» ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения расположен в городе Кумертау и в него входят: филиал по Мелеузовскому району, а также три отдела по Кугарчинскому, Куюргазиснкому и Федоровскому районах.
То есть адрес в городе Кумертау, на который Масегутова Л.Ш. переехала с 26 августа 202 года, находится на территории обслуживания ГКУ Южного межрайонного центра занятости населения, что не препятствовало истцу контролировать правильность начисления пособия до момента его прекращения его выплаты.
Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат.
Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ суду также не представлено.
В целом доводы, изложенные в обосновании несогласия с решением мирового судьи, направлены на переоценку доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, и повторяют позицию истца, изложенную в поданном мировому судье исковом заявлении.
Таким образом, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил доказательства, правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный и правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Нарушения норм процессуального законодательства, влекущие безусловную отмену решения суда, не установлены.
При таком положении дела, когда решение судом постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного решения, исходя из доводов жалобы, не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения к Масегутовой Л.Ш. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующая