Административное дело №
УИД 24MS0№-32 мировая судья ФИО2
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> РФ в составе председательствующего судьи ФИО7,
С участием помощника прокурора <адрес> ФИО3
При секретаре ФИО4
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО5, действующего на основании доверенности
рассмотрев в судебном заседании административное дело об административном правонарушении в отношении
главы <адрес> ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пер. Садовый, <адрес>А <адрес>,
По жалобе на постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи Судебного участка № в <адрес>, которым должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 19.9 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи Судебного участка № в <адрес> глава <адрес> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением, должностное лицо ФИО1 обжаловал постановление мирового судьи, просит постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств по тем основаниям, что нарушение процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка не формирует объективную сторону вмененного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.9 КоАП РФ, поскольку оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка не имелось, кроме того в материалах дела отсутствует договор аренды земельного участка, глава района не является лицом, ответственным за опубликование уведомлений о возможности предоставления в аренду земельного участка, неверно установлено время совершения правонарушения, не соблюден порядок проведения прокурорской проверки.
Суд, выслушав в судебном заседании явившихся лиц, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.19.9 КоАП РФ удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из обжалуемого постановления:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являясь главой <адрес>, администрация которого расположена по адресу: <адрес>, удовлетворил заявление гражданина ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:33:3202001:474 площадью 6888 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Усть-Анжа, <адрес>А, подписав постановление №-п, согласно которому указанный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на двадцать лет.
Основанием для привлечения должностного лица к ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 19.9 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении судьи выводы о том, что заявление гражданина ФИО6 о предоставлении земельного участка удовлетворено главой <адрес> ФИО1 без опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка - в общественно-политической газете <адрес> «Присаянье» и размещения извещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" – на сайте www.torgi.gov.ru, чем нарушен порядок предоставления в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установленный п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагающий информирование неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка и исключающий предоставление земельных участков вне конкурентных процедур при наличии более одного претендента на участок.
Между тем, судьей первой инстанции не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений статьи 26.11 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Аналогичная обязанность уполномоченного органа вытекает из пункта 2 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, согласно которой последний в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для ведения садоводства либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 5 Устава Саянского муниципального района <адрес> муниципальные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования в общественно- политической газете <адрес> «Присаянье».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определён адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения в том числе информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен без проведения торгов в случае его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ прямо установлены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Доказательств того, что предоставленный ФИО6 в аренду без проведения торгов земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:33:3202001:474 площадью 6888 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Усть-Анжа, <адрес>А, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно которому указанный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на двадцать лет, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, не добыто и суду не представлено.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, не установлено, что заявление ФИО6 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов, удовлетворенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п, подписанного главой <адрес> ФИО1, в соответствии с законом не могло быть удовлетворено.
Таким образом, представленные материалы не свидетельствуют о том, что обращение ФИО6 удовлетворено должностным лицом незаконно, поскольку постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п, подписанным главой <адрес> ФИО1 предоставлен земельный участок, в отношении которого не установлено обязательное проведение аукциона, данных о том, что иное лицо претендовало на указанный земельный участок, до настоящего времени не имеется.
Само по себе несоблюдение требований ст. 39.18 ЗК РФ как прямой запрет к удовлетворению заявления о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельным законодательством не предусмотрен. Доказательств наличия более одного претендента на участок не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении, на основании которых мировым судом было вынесено постановление, не содержат однозначных и неоспоримых доказательств незаконного удовлетворения должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.
Вместе с тем доводы жалобы, что обжалуемое постановление суда является незаконным, поскольку в материалах дела отсутствует договор аренды земельного участка, глава района не является лицом, ответственным за опубликование уведомлений о возможности предоставления в аренду земельного участка, неверно установлено время совершения правонарушения, не соблюден порядок проведения прокурорской проверки, суд полагает неосновательными, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении установлено время совершения события. <адрес> является высшим должностным лицом района, подписал постановление о предоставлении земельного участка, проверка исполнения земельного законодательства проведена должностным лицом прокуратуры <адрес> в пределах полномочий и в соответствии с Федеральным законом № «О прокуратуре РФ».
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах решение мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить:
Постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо глава <адрес> ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить,
производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Председательствующий: ФИО7