Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1504/2021 ~ М-790/2021 от 17.03.2021

Дело № 2-1504/2021(24RS0040-01-2021-001329-68)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Норильск, Красноярский край             21 апреля 2021 года                        

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                    Крамаровской И.Г.,

при секретаре судебного заседания                Гаризан Л.М.,

с участием представителя истца –Зайцевой М.В.,

представителя ответчика УЖФ Администрации г.Норильска –Николаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1504/2021 по иску Юрченко Е.А. в лице представителя Зайцевой М,В к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска, о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Юрченко Е.А. в лице представителя Зайцевой М.В., обратилась в суд с иском к Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска с требованиями о о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, мотивируя заявленные требования тем, что 30.05.2011 года истец обратилась в Администрацию города Норильска Управление содействия переселению с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в категорию «работающие» в соответствии с федеральным законом от 25.10.2002 года №125 ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 11.06.2011года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приравненных к ним местностей», по указанному заявлению было принято положительное решение, истец совместно с дочерью Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения встала на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

09.01.2017 года истец встала на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в категорию «пенсионеры», совместно с дочерью Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с федеральным законом от 25.10.2002 года №125 ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Жилых помещений в городе Норильске и за пределами города Норильска в собственности у истца и её дочери нет. Истец стояла в очереди на получение субсидии до 20.11.2020 года. 23.11.2020года истцу пришло уведомление от Администрации города Норильска Управление жилищного фонда о том, что распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Истец обратилась в Администрацию г.Норильска с заявлением о разъяснении причины по которой она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. 15.12.2020 года истцу был направлен ответ, согласно которого основанием для снятия истца с учета послужило наличие у её бывшего супруга с 04.06.2013 года в собственности жилого помещения за пределами Районов Крайнего Севера, что в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 в редакции от 31.07.2020г. Ранее действовавшая редакция закона не устанавливала требований об отсутствии у супругов, которые не стоят на очереди совместно с получателем субсидии, об обязательном отсутствии жилых помещений.

Истец не согласна с распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 года , согласно которого она снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по следующим основаниям:

Брак между истцом и Ю. зарегистрирован 27.06.1997 года. В период брака отношения сторон не сложились и брачные отношения были прекращены, в последствии брак был прекращен 12 января 2021 года на основании решения мирового судьи судебного участка №109 в Центральном районе города Норильска Красноярского края от 23 ноября 2020 года. Истец длительное время не проживала совместно с Ю., имущество, находившееся в их общей собственности ими было добровольно разделено, однако оформить развод надлежащим образом они не спешили. Истцу известно о том, что её бывший муж вступал в наследство в отношении жилого дома расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 63,9 кв.м.. Указанное жилое помещение перешло в собственность бывшего мужа истца на основании безвозмездной сделки, а потому у истца отсутствуют какие - либо права в отношении этого жилого помещения. В период брака в указанное жилое помещение ни истцом ни её бывшим мужем не были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие). С февраля 2020 года истец уже не состояла в фактических брачных отношениях с Ю. они проживали раздельно, общее совместное хозяйство не велось. Истец не могла знать о наличии изменений в законодательстве, что бы самостоятельно заранее обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении брака, так как наличие зарегистрированного брака с Ю. никак не влияло на жизнь истца в других сферах. На момент принятия и вступление в силу Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» истец уже фактически не состояла в брачных отношениях с Ю. он не являлся членом её семьи, поскольку в это время уже проживал с другой женщиной, с которой и состоял в фактических брачных отношениях и вел совместное хозяйство, которые в последствии послужили поводом для обращения в суд с заявлением о расторжении брака с истцом.

На момент вынесения решения от 20.11.2020 года о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, у мирового судьи судебного участка №109 в Центральном районе города Норильска Красноярского края уже находилось гражданское дело о расторжении брака, а через три дня было вынесено решение об удовлетворении исковых требований и расторжении брака. В указанной ситуации, принятие решения ответчиком о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера было преждевременным, без учета фактической ситуации.

В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности.

Представитель истца Зайцева М.В., действующая на основании доверенности, представленной в деле, поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным выше основаниям, приведя доводы, аналогичные указанным в иске.

Представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска – Николаев А.В., полномочия которого подтверждены представленной в деле доверенностью, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал ранее направленный письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого с исковыми требованиями ответчик не согласен. При решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативные правовые акты. Истец состояла на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом с 30.05.2011г. категория "работающие", в связи с назначением пенсии, 09.01.2017г. истец обратилась в Управление с заявлением об исключении из списков категории "работающие" и включении в список категории "пенсионеры", таким образом, истец была поставлена на учет в категории "пенсионеры" с датой постановки 09.01.2017г.

Для постановки на учет, истцом изначально 30.05.2011г. было предоставлено заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Краснодарского края. В заявлении за подписью истца имеется отметка, что в настоящее время истец и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе забронированных не имеют, также истец предупреждена, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, требования Федерального закона и Положения доведены до сведения истца сотрудником Управления. При этом, учитывая наличие в собственности с 04.06.2013 у супруга истца Ю. (брак зарегистрирован 27.06.1997) жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (<адрес> у истца отсутствовало право состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Истец после прекращения брака с Ю. 12.01.2021 вновь обратилась через КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением от 13.02.2021 для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС и поставлена на учет в категорию «пенсионеры» с 15.02.2021 на основании распоряжения Управления от 26.02.2021 № 160-62. При решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативные правовые акты. Действия Управления по снятию Истца с учета граждан носит правомерный характер и приняты в точном соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

Представитель третьего лица - Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. в судебное заседание не явился из-за отдаленности местонахождения, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При этом указал, что постановка Юрченко Е.А. на учет и снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья относятся к полномочиям Администрации.

Выслушав участников процесса, исследовав в полном объеме представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п. "в"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").

Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 г. № 11-5580 "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края", социальные выплаты предоставляются гражданам, постоянно проживающим в районах отселения и выезжающим в другие районы Красноярского края, если они и члены их семей: не имеют жилых помещений за пределами районов отселения на праве собственности, а также не имеют иного права постоянного пользования жилыми помещениями за пределами районов отселения (проживания в жилых помещениях за пределами районов отселения); не получили безвозмездную помощь за счет средств бюджетов разных уровней либо за счет средств организаций в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Истец состояла на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом с 30.05.2011 категория «работающие», в связи с назначением пенсии, 09.01.2017 Юрченко Е.А. обратилась с заявлением об исключении её из списков категории «работающие» и включении в список категории «пенсионеры».

Заявление Юрченко Е.А. об исключении из списков Управлением было рассмотрено и приказом Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска от 23.01.2017г. исключена из списка категории "работающие" и включена в список категории "пенсионеры" с 09.01.2017г.

При постановке Юрченко Е.А. на учет 30.05.2011 ею было предоставлено заявление о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения на территории Краснодарского края. В заявлении за подписью истца имеется отметка, что в настоящее время истец и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе забронированных не имеют, также Юрченко Е.А. была предупреждена, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Требования Федерального закона и Положения доведены до сведения истца сотрудником Управления.

Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются одним из обязательных условий возникновения права на получение социальной выплаты. Аналогичная норма указана в статье 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 1 1-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края».

Как следует из материалов дела, истица Юрченко Е.А. состояла в браке с Ю. с 27.06.1997г.. Брак расторгнут 27 января 2021 года.

В период брачных отношений Ю. получил в порядке наследования право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> то есть с 04.06.2013г. имеет в собственности жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом, в связи с тем, что на момент постановки на учет с 09.01.2017г. Юрченко Е.А. в список категории "пенсионеры" у члена семьи (супруга) имелось жилое помещение, а истец скрыла этот факт, однако при постановке на учет 30.05.2011г. ей доподлинно были известны условия включения в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения в Краснодарском крае. В заявлении от 30.05.2011г. она указала, что она и члены семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов РФ, в том числе забронированных, не имеют. При исключении из одного списка и включении в другой ("Пенсионеры") информации о наличии в собственности у супруга жилого помещения на территории РФ она не сообщила в Управление.

При проверке учетного дела Юрченко Е.А. ответчиком было установлено, что у супруга истицы имеется в наличии жилое помещение по указанному выше адресу. (информация Управления Росреестра от 01.05.2019г. ). В связи с чем, Распоряжением от 20.11.2020г. Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска Юрченко Е.А. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры".

23.11.2020года истцу пришло уведомление от Администрации города Норильска Управление жилищного фонда о том, что распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Истец обратилась в Администрацию г.Норильска с заявлением о разъяснении причины по которой она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

15.12.2020 года Юрченко Е.А. был направлен ответ, согласно которого основанием для снятия истца с учета послужило наличие у её бывшего супруга с 04.06.2013 года в собственности жилого помещения за пределами Районов Крайнего Севера, что в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 в редакции от 31.07.2020г.

В силу статьи 1 Федерального закона право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 01.01.1992), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Аналогичная норма указана в статьи 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края», в пункте 1 раздела 3.1 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013.

Согласно статьи 5 Федерального закона к членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В силу ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

По смыслу закона, наличие или отсутствие у заявителя права пользования или собственности на жилое помещение члена семьи, в данном случае супруга, не является юридически значимым обстоятельством, поскольку в силу закона имеет значение сам факт наличия у супруга истца Юрченко Е.А. жилого помещения на праве собственности, а также наличие у истца права пользования жилым помещением, находящемся в собственности супруга Юрченко Е.А.

Учитывая изложенное, в соответствии с Федеральным законом, законодательством Российской Федерации при решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты и расчете размера социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом.

В связи с тем, что на момент постановки истца на учет в категорию "Пенсионеры" с 09.01.2017г. у члена семьи имелось жилое помещение, а истец не предоставила соответствующие сведения, указывающие на отсутствие жилых помещений члена её семьи - супруга Ю. у нее отсутствовало право состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.

На основании вышеизложенного Распоряжением Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска от 20 ноября 2020 года Юрченко Е.А. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальный выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Действия Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска по снятию истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются правомерными. В связи с чем, суд не находит оснований для признания незаконным Распоряжение от 20 ноября 2020 года Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска об исключении Юрченко Е.А. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Следовательно, в удовлетворении иска необходимо отказать.

В настоящее время истец вновь встала на учете Администрации г.Норильска в соответствии с Федеральным законом с 15.02.2021г. категория "Пенсионеры" на основании распоряжения Управления от 26.02.2021г. На основании заявления от 15.02.2021г. Юрченко Е.А. включена в список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2022 год по муниципальному образованию город Норильск.

Выводы суда, кроме пояснений лиц, участвующих в деле, подтверждаются указанными выше материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Юрченко Е.А. к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска о признании Распоряжения от 20 ноября 2020 года № Управления жилищного фонда Администрации города Норильска о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета и признании за ней права на получение социальной выплаты в рамках федеральной программы и принятой в исполнение подпрограммы на 2021 год – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                 И.Г. Крамаровская

Мотивированное решение в окончательной форме принято 23 апреля 2021 года.

2-1504/2021 ~ М-790/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юрченко Елена Александровна
Ответчики
Управление жилищного фонда Администрация г. Норильска Красноярского края
Другие
Зайцева Марина Валериевна
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Крамаровская Ирина Георгиевна
Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
16.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее