Дело № 2-1504/2021(24RS0040-01-2021-001329-68)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Норильск, Красноярский край 21 апреля 2021 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
при секретаре судебного заседания Гаризан Л.М.,
с участием представителя истца –Зайцевой М.В.,
представителя ответчика УЖФ Администрации г.Норильска –Николаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1504/2021 по иску Юрченко Е.А. в лице представителя Зайцевой М,В к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска, о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Юрченко Е.А. в лице представителя Зайцевой М.В., обратилась в суд с иском к Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска с требованиями о о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, мотивируя заявленные требования тем, что 30.05.2011 года истец обратилась в Администрацию города Норильска Управление содействия переселению с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в категорию «работающие» в соответствии с федеральным законом от 25.10.2002 года №125 ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 11.06.2011года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приравненных к ним местностей», по указанному заявлению было принято положительное решение, истец совместно с дочерью Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения встала на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
09.01.2017 года истец встала на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в категорию «пенсионеры», совместно с дочерью Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с федеральным законом от 25.10.2002 года №125 ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Жилых помещений в городе Норильске и за пределами города Норильска в собственности у истца и её дочери нет. Истец стояла в очереди на получение субсидии до 20.11.2020 года. 23.11.2020года истцу пришло уведомление от Администрации города Норильска Управление жилищного фонда о том, что распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 № истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Истец обратилась в Администрацию г.Норильска с заявлением о разъяснении причины по которой она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. 15.12.2020 года истцу был направлен ответ, согласно которого основанием для снятия истца с учета послужило наличие у её бывшего супруга с 04.06.2013 года в собственности жилого помещения за пределами Районов Крайнего Севера, что в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 в редакции от 31.07.2020г. Ранее действовавшая редакция закона не устанавливала требований об отсутствии у супругов, которые не стоят на очереди совместно с получателем субсидии, об обязательном отсутствии жилых помещений.
Истец не согласна с распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 года №, согласно которого она снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по следующим основаниям:
Брак между истцом и Ю. зарегистрирован 27.06.1997 года. В период брака отношения сторон не сложились и брачные отношения были прекращены, в последствии брак был прекращен 12 января 2021 года на основании решения мирового судьи судебного участка №109 в Центральном районе города Норильска Красноярского края от 23 ноября 2020 года. Истец длительное время не проживала совместно с Ю., имущество, находившееся в их общей собственности ими было добровольно разделено, однако оформить развод надлежащим образом они не спешили. Истцу известно о том, что её бывший муж вступал в наследство в отношении жилого дома расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 63,9 кв.м.. Указанное жилое помещение перешло в собственность бывшего мужа истца на основании безвозмездной сделки, а потому у истца отсутствуют какие - либо права в отношении этого жилого помещения. В период брака в указанное жилое помещение ни истцом ни её бывшим мужем не были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие). С февраля 2020 года истец уже не состояла в фактических брачных отношениях с Ю. они проживали раздельно, общее совместное хозяйство не велось. Истец не могла знать о наличии изменений в законодательстве, что бы самостоятельно заранее обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении брака, так как наличие зарегистрированного брака с Ю. никак не влияло на жизнь истца в других сферах. На момент принятия и вступление в силу Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» истец уже фактически не состояла в брачных отношениях с Ю. он не являлся членом её семьи, поскольку в это время уже проживал с другой женщиной, с которой и состоял в фактических брачных отношениях и вел совместное хозяйство, которые в последствии послужили поводом для обращения в суд с заявлением о расторжении брака с истцом.
На момент вынесения решения от 20.11.2020 года № о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, у мирового судьи судебного участка №109 в Центральном районе города Норильска Красноярского края уже находилось гражданское дело о расторжении брака, а через три дня было вынесено решение об удовлетворении исковых требований и расторжении брака. В указанной ситуации, принятие решения ответчиком о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера было преждевременным, без учета фактической ситуации.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности.
Представитель истца Зайцева М.В., действующая на основании доверенности, представленной в деле, поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным выше основаниям, приведя доводы, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска – Николаев А.В., полномочия которого подтверждены представленной в деле доверенностью, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал ранее направленный письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого с исковыми требованиями ответчик не согласен. При решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативные правовые акты. Истец состояла на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом с 30.05.2011г. категория "работающие", в связи с назначением пенсии, 09.01.2017г. истец обратилась в Управление с заявлением об исключении из списков категории "работающие" и включении в список категории "пенсионеры", таким образом, истец была поставлена на учет в категории "пенсионеры" с датой постановки 09.01.2017г.
Для постановки на учет, истцом изначально 30.05.2011г. было предоставлено заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Краснодарского края. В заявлении за подписью истца имеется отметка, что в настоящее время истец и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе забронированных не имеют, также истец предупреждена, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, требования Федерального закона и Положения доведены до сведения истца сотрудником Управления. При этом, учитывая наличие в собственности с 04.06.2013 у супруга истца Ю. (брак зарегистрирован 27.06.1997) жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (<адрес> у истца отсутствовало право состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Истец после прекращения брака с Ю. 12.01.2021 вновь обратилась через КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением от 13.02.2021 для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС и поставлена на учет в категорию «пенсионеры» с 15.02.2021 на основании распоряжения Управления от 26.02.2021 № 160-62. При решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом и принятыми в его исполнение нормативные правовые акты. Действия Управления по снятию Истца с учета граждан носит правомерный характер и приняты в точном соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Представитель третьего лица - Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. в судебное заседание не явился из-за отдаленности местонахождения, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При этом указал, что постановка Юрченко Е.А. на учет и снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья относятся к полномочиям Администрации.
Выслушав участников процесса, исследовав в полном объеме представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п. "в"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 г. № 11-5580 "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края", социальные выплаты предоставляются гражданам, постоянно проживающим в районах отселения и выезжающим в другие районы Красноярского края, если они и члены их семей: не имеют жилых помещений за пределами районов отселения на праве собственности, а также не имеют иного права постоянного пользования жилыми помещениями за пределами районов отселения (проживания в жилых помещениях за пределами районов отселения); не получили безвозмездную помощь за счет средств бюджетов разных уровней либо за счет средств организаций в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истец состояла на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом с 30.05.2011 категория «работающие», в связи с назначением пенсии, 09.01.2017 Юрченко Е.А. обратилась с заявлением об исключении её из списков категории «работающие» и включении в список категории «пенсионеры».
Заявление Юрченко Е.А. об исключении из списков Управлением было рассмотрено и приказом Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска от 23.01.2017г. № исключена из списка категории "работающие" и включена в список категории "пенсионеры" с 09.01.2017г.
При постановке Юрченко Е.А. на учет 30.05.2011 ею было предоставлено заявление о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения на территории Краснодарского края. В заявлении за подписью истца имеется отметка, что в настоящее время истец и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе забронированных не имеют, также Юрченко Е.А. была предупреждена, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Требования Федерального закона и Положения доведены до сведения истца сотрудником Управления.
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются одним из обязательных условий возникновения права на получение социальной выплаты. Аналогичная норма указана в статье 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 1 1-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края».
Как следует из материалов дела, истица Юрченко Е.А. состояла в браке с Ю. с 27.06.1997г.. Брак расторгнут 27 января 2021 года.
В период брачных отношений Ю. получил в порядке наследования право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> то есть с 04.06.2013г. имеет в собственности жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом, в связи с тем, что на момент постановки на учет с 09.01.2017г. Юрченко Е.А. в список категории "пенсионеры" у члена семьи (супруга) имелось жилое помещение, а истец скрыла этот факт, однако при постановке на учет 30.05.2011г. ей доподлинно были известны условия включения в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения в Краснодарском крае. В заявлении от 30.05.2011г. она указала, что она и члены семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов РФ, в том числе забронированных, не имеют. При исключении из одного списка и включении в другой ("Пенсионеры") информации о наличии в собственности у супруга жилого помещения на территории РФ она не сообщила в Управление.
При проверке учетного дела Юрченко Е.А. ответчиком было установлено, что у супруга истицы имеется в наличии жилое помещение по указанному выше адресу. (информация Управления Росреестра от 01.05.2019г. №). В связи с чем, Распоряжением № от 20.11.2020г. Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска Юрченко Е.А. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры".
23.11.2020года истцу пришло уведомление от Администрации города Норильска Управление жилищного фонда о том, что распоряжением жилищного фонда Администрации города Норильска от 20.11.2020 № истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Истец обратилась в Администрацию г.Норильска с заявлением о разъяснении причины по которой она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
15.12.2020 года Юрченко Е.А. был направлен ответ, согласно которого основанием для снятия истца с учета послужило наличие у её бывшего супруга с 04.06.2013 года в собственности жилого помещения за пределами Районов Крайнего Севера, что в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 в редакции от 31.07.2020г.
В силу статьи 1 Федерального закона право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 01.01.1992), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Аналогичная норма указана в статьи 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края», в пункте 1 раздела 3.1 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013.
Согласно статьи 5 Федерального закона к членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
По смыслу закона, наличие или отсутствие у заявителя права пользования или собственности на жилое помещение члена семьи, в данном случае супруга, не является юридически значимым обстоятельством, поскольку в силу закона имеет значение сам факт наличия у супруга истца Юрченко Е.А. жилого помещения на праве собственности, а также наличие у истца права пользования жилым помещением, находящемся в собственности супруга Юрченко Е.А.
Учитывая изложенное, в соответствии с Федеральным законом, законодательством Российской Федерации при решении вопроса предоставления гражданам социальной выплаты и расчете размера социальной выплаты должны соблюдаться все условия (требования) предусмотренные Федеральным законом.
В связи с тем, что на момент постановки истца на учет в категорию "Пенсионеры" с 09.01.2017г. у члена семьи имелось жилое помещение, а истец не предоставила соответствующие сведения, указывающие на отсутствие жилых помещений члена её семьи - супруга Ю. у нее отсутствовало право состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
На основании вышеизложенного Распоряжением Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска № от 20 ноября 2020 года Юрченко Е.А. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальный выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Действия Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска по снятию истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются правомерными. В связи с чем, суд не находит оснований для признания незаконным Распоряжение от 20 ноября 2020 года № Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска об исключении Юрченко Е.А. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Следовательно, в удовлетворении иска необходимо отказать.
В настоящее время истец вновь встала на учете Администрации г.Норильска в соответствии с Федеральным законом с 15.02.2021г. категория "Пенсионеры" на основании распоряжения Управления от 26.02.2021г. № На основании заявления от 15.02.2021г. Юрченко Е.А. включена в список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2022 год по муниципальному образованию город Норильск.
Выводы суда, кроме пояснений лиц, участвующих в деле, подтверждаются указанными выше материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Юрченко Е.А. к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска о признании Распоряжения от 20 ноября 2020 года №№ Управления жилищного фонда Администрации города Норильска о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета и признании за ней права на получение социальной выплаты в рамках федеральной программы и принятой в исполнение подпрограммы на 2021 год – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Г. Крамаровская
Мотивированное решение в окончательной форме принято 23 апреля 2021 года.