УИД 14RS0035-01-2023-011648-19
Дело № 2-106/2024
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 февраля 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Руфовой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Сикорской Татьяны Владимировны, Кабанова Виталия Александровича к Окружной администрации города Якутска об обязании заключить соглашение и предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение,
установил:
Истцы обратились в суд к ответчику с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что жилой дом по адресу: ____ признан аварийным, частично расселен, отключен от всех коммуникаций после пожара. Окружная администрация г.Якутска в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «город Якутск» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «Город Якутск» на 2023-2027 годы», утв.постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 г. №445п изъяла для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Истцам принадлежала квартира №14. До настоящего времени истцам возмещение за изымаемое жилое помещение не предоставлено. Просили с учетом уточненных исковых требований обязать Окружную администрацию города Якутска заключить с истцами соглашение о прекращении права собственности Сикорской Т.В., Кабанова В.А. на квартиру №14, расположенную по адресу: ____, и предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «Город Якутск» на 2023-2027 годы», утв.постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 г. №445п в виде денежной компенсации в размере 5420000 рублей, взыскать расходы на оценку в размере 9000 руб.
В судебном заседании представитель истца Яхонтов О.С. просил суд удовлетворить заявленный иск в полном объеме.
Истцы Сикорская Т.В., Кабанов В.А. в суд не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика Окружной администрации города Якутска в суд не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Сикорской Т.В., Кабанову В.А. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение №, расположенное по адресу: ____ на основании договора купли-продажи от ____, что подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ____.
Указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу ____.
Окружная администрация г.Якутска в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «город Якутск» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «Город Якутск» на 2023-2027 годы», утв.постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 г. №445п изъяла для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, что подтверждается распоряжением Окружной администрации города Якутска №348/зр от 03.04.2023 г.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно статье 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в зависимости от того, для размещения объекта в чьих нуждах производится изъятие земельного участка.
Статьей 56.5 ЗК РФ регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд, предусматривающий принятие конкретных мер уполномоченным на изъятие органом по запросу сведений о правах на объекты недвижимости, размещению информации об изъятии в различных источниках для доведения данной информации до заинтересованных лиц.
Согласно части 3 статьи 56.5 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям (часть 3 указанной статьи).
Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес (часть 8).
В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений (часть 9).
В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи (часть 10).
Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (часть 11 указанной статьи).
Из положений статьи 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2).
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).
В соответствии с частью 1 статьи 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; или необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В силу части 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения) рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяютсяв соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2 указанной статьи).
Статьей 56.10 ЗК РФ определен порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, между уполномоченным органом и правообладателем изымаемой недвижимости, которому заблаговременно был направлен проект данного соглашения с кадастровым паспортом на изымаемые объекты недвижимости и отчетами об их рыночной стоимости. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу части 13 статьи 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно заключению судебной экспертизы № от 25.01.2024 г., подготовленному ООО "___" выкупная стоимость, в рамках переселения из аварийного жилья, квартиры с долей земельного участка по адресу: ____ составляет 4392676 руб.
В рассматриваемом случае право истцов на обеспечение их жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Окружной администрацией города Якутска постановления от 28.12.2022 г. №44п, которым утверждена муниципальная программа " Обеспечение жильем населения городского округа «Город Якутск» на 2023-2027 годы ".
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом понесены расходы на оплату оценки в размере 9000 руб., которые подлежат взысканию с ответчика.
При установленных обстоятельствах суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Иск Сикорской Татьяны Владимировны, Кабанова Виталия Александровича к Окружной администрации города Якутска об обязании заключить соглашение и предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение – удовлетворить частично.
Обязать Окружную администрацию города Якутска заключить с Сикорской Татьяной Владимировной, Кабановым Виталием Александровичем соглашение о прекращении права собственности Сикорской Татьяны Владимировны, Кабанова Виталия Александровича на квартиру №, расположенную по адресу: ____, и предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «Город Якутск» на 2023-2027 годы», утв.постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 г. №445п в виде денежной компенсации в размере 4 392 676 рублей.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска в пользу Сикорской Татьяны Владимировны, Кабанова Виталия Александровича расходы на оценку в размере 9000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья п/п А.А.Луковцев
Копия верна-судья:
Секретарь: В.Н.Руфова
Решение изготовлено: 26.02.2024 года