Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1299/2022 ~ М-603/2022 от 22.03.2022

УИД: 92RS0004-01-2022-001055-47

Дело 2-1299/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года                                    г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Кузнецова В.В.

при помощнике судьи                 Ермолаеве Н.В.

с участием помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Василенко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Городская больница № 4», Департамент здравоохранения города Севастополя, третьи лица ГКУ города Севастополя «Едина дирекция капитального строительства», Департамент капитального строительства города Севастополя об обязании профинансировать расходы на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд в интересах неопределенного крута лиц с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что прокуратурой района проверено соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница № 4». В 2017 году ГБУЗС «Городская больница № 4» проведены мероприятия по обследованию и категорированию объекта, разработан паспорт безопасности, присвоена третья категория опасности. В соответствии с актом категорирования руководителю объекта комиссией рекомендовано выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности а именно: установить видеонаблюдение (пункт 16(б)), кнопку тревожной сигнализации (пункт 16.1 (г)), а также оборудовать освещение территории в полном объеме. В нарушение пункта 14 указанного постановления Правительства Российской Федерации данные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) ГБУЗС «Городская больница » в течение 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) не выполнены. Так как медицинская организация является муниципальным учреждением, финансирование осуществляет Департамент здравоохранения города Севастополя.

Истец полагает, что непринятие ГБУЗС «Городская больница » и Департаментом необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности создает угрозу безопасности лицам при оказании медицинской помощи, работникам учреждения здравоохранения, а также иных лиц, посещающих бюджетное учреждение при осуществлении им медицинской деятельности.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Департамент здравоохранения города Севастополя профинансировать расходы ГБУЗС «Городская больница » для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности путем оборудования помещений, здания и территории учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: <адрес> видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, а также освещением в полном объеме; после доведения денежных средств ГБУЗС «Городская больница № 4» в срок не позднее 6 месяцев устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем оборудования помещений, здания и территории учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: <адрес> видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, а также освещением в полном объеме.

Помощник прокурора Нахимовского района г. Севастополя Василенко С.Н. в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала, просила суд удовлетворить исковые требования в полном обьеме.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения города Севастополя Мишинева М.Ю. действующая на основании доверенности явилась в судебное заседание, возражала против исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объёме.

Представитель ответчика ГБУЗ «Городская больница № 4» Московский В.В. действующий на основании доверенности явился в судебное заседание, возражал против искового заявления, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель третьего лица ГКУ города Севастополя «Едина дирекция капитального строительства» Тройницкий М.С. действующий на основании доверенности явился в судебное заседание, возражал против искового заявления, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Третье лицо Департамент капитального строительства г. Севастополя своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица выслушав, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Одним из основных принципов охраны здоровья является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, обязанных осуществлять взаимодействие с медицинскими организациями с целью обеспечения гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 4, ст. 9 Закона).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 3.1. ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористического законодательства в отношение объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п. «д» п. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

На основании п.п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлении и их последствии, в том числе меры, направленные на обеспечение    защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Мероприятия по антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, определены постановлением Правительства Российской Федерации    от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются (п. 2 Требований):

- Минздрав, ФМБА, Росздравнадзор, ФФОМС, подведомственные им организации;

- минздравы субъектов РФ и подведомственные им организации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

- иные организации, которые занимаются медицинской и фармацевтической деятельностью и являются правообладателями объектов (территорий).

Таким образом, антитеррористические Требования обязаны выполнять теперь и те медицинские учреждения, которые занимают часть здания с отдельным входом.

Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований).

В соответствии с пунктом 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в частности, следующие мероприятия:

- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее месяца;

- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

- организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии, МВД по вопросам противодействия терроризму;

- разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

- обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

Судом установлено, что в 2017 году ГБУЗС «Городская больница № 4» проведены мероприятия по обследованию и категорированию объекта, разработан паспорт безопасности, присвоена третья категория опасности.

В соответствии с актом категорирования руководителю объекта комиссией рекомендовано выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности а именно: установить видеонаблюдение (пункт 16(б)), кнопку тревожной сигнализации (пункт 16.1 (г)), а также оборудовать освещение территории в полном объеме.

В нарушение пункта 14 указанного постановления Правительства Российской Федерации данные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) ГБУЗС «Городская больница № 4» в течение 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) не выполнены.

ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Нахимовского района г.Севастополя на имя главного врача ГБУЗС «Городская больница » внесено представление. об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующим.

Как усматривается из письма ГБУЗС «Городская больница » от 29.11.2021г. относительно исполнения мероприятий по антитеррористической защищённости объекта (территории) Учреждения сообщено, что установка видеонаблюдения и освещения территории Учреждения в полном объеме планируется в рамках проведения капитального ремонта объектов учреждения, запланированного на 2021-2022 годы. Как и в случае обеспечения мер пожарной безопасности, заключение и контроль исполнения договоров капитального ремонта осуществляет ГКУ ГС «ЕДКС».

Согласно ответа ГБУЗ Севастополя «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности учреждением разработано медико-техническое задание на разработку проекта капитального ремонта прилегающей территории ГБУЗС «Городская больница » в которое были включены мероприятия по установке видеонаблюдения и освещения территории. В соответствии с действующим порядком решения вопросов, связанных с производством строительных работ на объектах здравоохранения, указанное медико-техническое задание было согласовано с Департаментом здравоохранения города Севастополя и направлено в Департамент капитального строительства города Севастополя для дальнейшей работы.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.

На основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ путем изменения наименования и типа Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» создано Государственное казенное учреждение города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства».

Уставом ГКУ ГС «ЕДКС» предусмотрено, что Учреждение является подведомственным учреждением Департамента капитального строительства города Севастополя.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ . заключенным между Департаментом и ГКУ ГС «ЕДКС», полномочия государственного заказчика от лица Департамент по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы Учреждению.

17.11.2021    между Государственным казенным учреждением города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» и Обществом с ограниченной ответственностью «Судебная экспертиза и оценка активов» заключен государственный контракт -ПСД/2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт прилегающей территории ГБУЗС «Городская больница № 4» по адресу: <адрес>

Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по Объекту, передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты Работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с требованиями п. 15 Задания на проектирование, согласованное ГБУЗС «Городская больница » в составе проектно-сметной документации должно содержаться в том числе видеонаблюдение и наружное электроснабжение, освещение (раздел «Требования к территории» Медико-технического задания).

Согласно пункту 4.1 Контракта срок выполнения работ вместе с прохождением государственной экспертизы: с даты заключения Контракта до «15» декабря 2021 года (29 дней).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Подрядчиком не выполнена работа, предусмотренная п.1.1 контракта, результаты выполненной работы, предусмотренные п.1.3, контракта Заказчику не переданы.

27.06.2022    ГКУ ГС «ЕДКС» направило за исх. претензию <данные изъяты> о взыскании неустойки по государственному контракту

Согласно ответа ГКУ ГС «ЕДКС» от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации мероприятий Программы сотрудничества на 2018-2022гг. по Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Севастополя о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя, субсидия на мероприятия в целях обеспечения комплексной безопасности объектов здравоохранения (информатизация, противодействия ЧС, антитеррористические мероприятия, охрана, повышение энергоэффективности, установка систем пожарной безопасности, доступная среда для малообеспеченных групп населения и пр.) медицинских учреждений в сфере здравоохранения (мероприятие 9.5) ГКУ ГС «ЕДКС» не предоставлялась.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ГС «ЕДКС» государственные контракты по данному мероприятию не заключались.

Согласно ответа Департамента финансов города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие перечисление и использование денежных средств ГБУЗС «Городская больница № 4» для реализации программы антитеррористической защищенности путем оборудования помещений, здания и территории учреждения здравоохранения ГБУЗС «Городская больница », видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, а также освещением в полном объеме в Департаменте финансов города Севастополя, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, судом установлено, что ответчиком Департаментом здравоохранения города Севастополя надлежащим образом не исполнена обязанность профинансировать расходы ГБУЗС «Городская больница » расположенной по адресу: г. <адрес>, на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (оборудовать помещения, здания и территорию учреждения здравоохранения, видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, освещением в полном объеме).

На основании п.п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п.п. 1.1, 3.3, 3.4 Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере охраны здоровья, является Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Департамент). Департамент является главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя и субвенций из федерального бюджета, главным администратором доходов бюджета города Севастополя и федерального бюджета по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями и в установленном законодательством порядке. Департамент реализует отдельные полномочия по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя и переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение подведомственным организациям, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя. Выступает государственным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Севастополя за счет средств бюджета города Севастополя; главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя и субвенций из федерального бюджета, главным администратором доходов бюджета города Севастополя и федерального бюджета по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями и в установленном законодательством порядке.

Подпунктами 15, 20 пункта 3.5 указанного Положения закреплено, что Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций; в пределах компетенции совместно с другими органами исполнительной власти - организацию мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности, контроль за состоянием антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Непринятие ответчиками необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности создает угрозу безопасности лицам при оказании медицинской помощи, работникам учреждения здравоохранения, а также иных лиц, посещающих бюджетное учреждение при осуществлении им медицинской деятельности.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований от освобождения ответчика Департамента здравоохранения города Севастополя профинансировать расходы ГБУЗС «Городская больница » расположенной по адресу: <адрес> для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (оборудовать помещения, здания и территорию учреждения здравоохранения, видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, освещением в полном объеме), не имеется, поскольку Департамент здравоохранения города Севастополя является главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя и на Департамент возложена обязанность финансировать расходы по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Кроме того, суд приходит к выводу, что оснований от освобождения ответчика ГБУЗС «Городская больница » расположенной по адресу: <адрес> от устранения нарушений об антитеррористической защищенности в срок не позднее 6 месяцев после доведения денежных средств не имеется, поскольку согласно п. 3.6.9 устава ГБУЗ Севастополя «Городская больница » возложена обязанность осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по антитеррористической защищенности, мероприятия по антитеррористической защищенности ответчиком не выполнены в связи, с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Нахимовского района города Севастополя в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя профинансировать расходы ГБУЗС «Городская больница № 4» расположенной по адресу: <адрес> для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (оборудовать помещения, здания и территорию учреждения здравоохранения, видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, освещением в полном объеме).

После доведения денежных средств ГБУЗС «Городская больница № 4» расположенной по адресу: <адрес> в срок не позднее 6 месяцев устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности (оборудовать помещения, здания и территорию учреждения здравоохранения, видеонаблюдением, кнопкой тревожной сигнализации, освещением в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                      В.В. Кузнецов

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2022 года

2-1299/2022 ~ М-603/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Нахимовского района города Севастополя
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Севастополя "Городская больница № 4"
Департамент здравоохранения города Севастополя
Другие
Департамент капитального строительства города Севастополя
Московский Владимир Владимирович
ГКУ г. Севастополя «Единая дирекция капитального строительства»
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Кузнецов Валерий Васильевич
Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Подготовка дела (собеседование)
06.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее