Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3468/2023 ~ М-3168/2023 от 07.06.2023

Гражданское дело

27RS0-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 г. <адрес>

Индустриальный районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И.

с участием прокурора ФИО4

с участием представителя ответчика ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о взыскании незаконно удержанных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о взыскании незаконно удержанных денежных средств, ссылаясь на следующие обстоятельства. При проведении прокурором <адрес> проверки исполнения КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, согласно которого размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода ФИО1 рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За 2020 год с ФИО1 удержано 16 995 руб. 65 коп., в 2021 году удержано 17 802 руб. 27 коп., в 2022 году удержана сумма 17 633 руб. 62 коп., итого общая сумма необоснованных удержаний составила 52 431 руб. 54 коп. Проверкой установлено, что на момент поступления ФИО1 в учреждение социального обслуживания отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении: и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно. В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации. Таким образом, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Вместе с тем ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ предусмотрены, переходные положения. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того, что отношения между ФИО1 и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» являются длящимися и возникли до ДД.ММ.ГГГГ, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием. В связи с чем прокурора <адрес> просит взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 на номинальный счет, открытый в АО «Российский Сельскохозяйственный банк» незаконно удержанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 52431 руб. 54 коп. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что нарушение прав ФИО1 было обнаружено в ходе прокурорской проверки в марте 2023 г. В связи с чем срок исковой давности должен исчисляться с указанной даты.

В судебном заседании представитель ответчика КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что действия учреждения по включению ежемесячной денежной выплаты в среднедушевой доход ФИО1, проживающего в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, для расчета платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме требованиям закона соответствуют, права недееспособного подопечного не нарушены. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на иск. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 стал получателем социальных услуг в стационарной форме КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат» с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат» и заказчик ФИО1 заключили договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Согласно ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 244 утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.

С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятие "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

В части 4 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая приведенные нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в стационарной форме, в том числе переходные положения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, суд приходит к выводу о неосновательном удержании ответчиком денежных средств за представленные социальные услуги в размере, превышающем 75 процентов пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно расчету с ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неосновательно удержаны денежные средства в размере 52 431 руб. 54 коп.

Таким образом, суд считает, что КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» неосновательно удержаны денежные средства с подопечного ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 431 руб. 54 коп.

Общий срок исковой давности, в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Исковое заявление предъявлено прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Дата проведения прокурорской проверки не является объективным обстоятельством, влияющим не течение срока исковой давности. Законному представителю недееспособного ФИО1 было известно о размере удержаний из пенсии подопечного.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предъявлены за пределами срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, суд находит возможным взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 удержанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 45 090 руб. 29 коп. в качестве платы за предоставленные социальные услуги.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ 2723036098 ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 090 ░░░.29 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░

2-3468/2023 ~ М-3168/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Фролова Константина Сергеевича, 17.04.1986 г.р.
Ответчики
КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат"
Другие
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Герасимова И.И.
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Подготовка дела (собеседование)
26.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2023Предварительное судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее