<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Материал № 13-25/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2022 г. с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Щиканова А.В.,
при секретаре Искандаровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Старикова А.А. о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гончар В. Н.,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Старикова А.А. обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Гончар В.Н. в пользу КПК «Первый Дальневосточный» задолженности по кредитным платежам, в связи со смертью должника.
Заявитель судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Старикова А.А., представитель взыскателя КПК «Первый Дальневосточный», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть заявление без участия лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 439 ГПК РФ суд прекращает исполнительное производство в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случаи смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
15.04.2019 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа по делу № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного Ленинским районным судом ЕАО, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Гончар В.Н. в пользу КПК «Первый Дальневосточный» задолженности по кредитным платежам в размере 54 188 рублей 41 копейка.
Факт смерти ДД.ММ.ГГГГ должника Гончар В.Н. подтверждается записью акта регистрации смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу нотариуса Ленинского нотариального округа Самковой Ю.В. от 07.04.2021 № 130, наследники за выдачей свидетельство о праве на наследство после смерти Гончар В.Н. не обращались, наследственное дело не открывалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу пункта 1 статьи 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В состав наследства в соответствии со статьей 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Обязательство, возникшее у Гончар В.Н., носит имущественный характер, не связано неразрывно с личностью должника и не требует его личного участия, взыскатель может принять исполнение от любого лица.
Поскольку в пользу КПК «Первый Дальневосточный» с Гончар В.Н. взыскана задолженность по кредитным платежам, данное обязательство смертью должника в силу пункта 1 статьи 418 ГК РФ не прекращается.
Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В силу статьи 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Из смысла пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как разъяснено в пункте 36 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
При этом, исходя из пункта 4 статьи 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из приведенных норм следует, что само по себе отсутствие наследственного дела не свидетельствует об отсутствии у должника наследников, фактически принявших наследство, которые на день смерти должника проживали и были зарегистрированы с умершим.
Из представленных материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что у должника Гончар В.Н. отсутствуют наследники, фактически принявшие наследство. Также судебным приставом-исполнителем не произведены исполнительные действия по установлению имущественного положения должника, установления состава лиц, проживавших в жилом помещении на день смерти должника и фактически принявших наследство. Не указано об этом и в заявлении о прекращении исполнительного производства.
Таким образом, из материалов дела не следует, что судебным приставом-исполнителем произведены все необходимые действия по установлению имущества должника и его наследников.
В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исходя из положений статьи 52 Закона об исполнительном производстве в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Тот факт, что наследственное дело не заводилось и наследники в установленный законом срок и порядке о своих наследственных правах не заявили, не может достоверно свидетельствовать, что наследство не принято и отсутствует лицо, которое может являться правопреемником по исполнительному производству.
В связи с этим, основания для прекращения исполнительного производства у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.439 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Старикова А.А. о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Ленинским районным судом ЕАО о взыскании с Гончар В. Н. в пользу КПК «Первый Дальневосточный» задолженности по кредитным платежам в размере 54 188 рублей 41 копейка - отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение пятнадцать дней со дня вынесения.
Судья А.В. Щиканов
<данные изъяты>
<данные изъяты>