УИД № 11RS0006-01-2021-001630-31 Дело № 2-767/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 14 сентября 2021 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Витязевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Ю. А. к администрации МО ГО «Усинск» о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Филиппов Ю.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» о признании права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., находящемся по адресу: ....
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В дд.мм.гггг. году он построил на принадлежащем ему земельном участке жилой дом.
В последующем он, с целью оформления права собственности на жилой дом, получил из БТИ технический план здания, затем направил ответчику уведомление об окончании строительства, однако дд.мм.гггг. ему возвращены уведомление и приложенные к нему документы без рассмотрения, ввиду того, что оформление права собственности на индивидуальные жилые дома, созданные до вступления в силу Закона № 340-ФЗ (до 19.08.2019), осуществляется на основании решения суда.
Построенный им жилой дом не нарушает права и интересы других лиц. Сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Он открыто владеет жилым домом, производит оплату коммунальных услуг.
В судебное заседание истец Филиппов Ю.А. не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации МО ГО «Усинск» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТО администрации МО ГО «Усинск» – администрация ... и Управление Росреестра по ..., представители которых, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Также судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Филиппова В.А., Филиппов В.Ю., Филиппова Г.Д.
Третье лицо Филиппова В.А. направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при этом указал, что исковые требования поддерживает, просит признать право собственности на жилой дом за Филипповым Ю.А.
Третьи лица Филиппов В.Ю. и Филиппова Г.Д. в судебное заседание не явились, мнения по иску не сообщили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с положениями ст. ст. 8 и 35 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом.
На основании ст. ст. 19, 45 и 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, все равны перед законом и судом.
Исходя из п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.07.1981 № 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом», суды должны иметь в виду, что в собственности граждан могут находиться жилые дома, построенные на отведенном в установленном порядке земельном участке либо приобретенные на законных основаниях, например, по договору купли-продажи, дарения, мены, по праву наследования (пункт 1).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: ..., площадью кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности истцу Филиппову Ю.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дд.мм.гггг., выданным Управлением Росреестра по ... (л.д. 11).
Кадастровым инженером Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Шаховой Г.Б. дд.мм.гггг. составлен технический план здания на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: ..., ГО «Усинск», ... (л.д. 14-35).
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен разрешительный порядок строительства индивидуального жилого дома на уведомительную процедуру.
При этом в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10).
Завершение строительства или реконструкции индивидуального жилого дома или садового дома оформляется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
Одновременно названным Федеральным законом введено в Градостроительный кодекс РФ понятие объекта индивидуального жилищного строительства, под которым понимается отдельно стоящее здание с характеристиками, указанными в п. 39 ст. 1 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ.
Таким образом, уведомительная процедура подлежит применению исключительно к строительству и реконструкции отдельно стоящих объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.03.2015 № 431-О указал, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Данное понимание объекта жилищного строительства согласуется с положениями п. 39 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В администрацию МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. поступило уведомление Филиппова Ю.А. об окончании строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: ....
Администрация МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. возвратила Филиппову Ю.А. данное уведомление, в связи с несоблюдением срока направления такого уведомления, поскольку уведомление об окончании строительства направляется застройщиком в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 36).
Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (в ред. от 28.02.2018 № 36-ФЗ) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе, для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В отношении иных объектов градостроительной деятельности подлежит применению общий порядок строительства и реконструкции, регламентированный, в частности ст.ст. 51, 55 ГрК РФ.
К таким объектам, в частности, относятся и жилые дома блокированной застройки, которые действительно представляют собой вид объектов капитального строительства, отличный от индивидуальных жилых и садовых домов (подпункты 1, 2 части 2, часть 6 статьи 35, подпункты 1, 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ), к которым применяется общий порядок, установленный статьями 51, 55 ГрК РФ, и для постановки на учет и государственной регистрации права которых требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что спорный объект недвижимости построен в 1999 году (материал наружных стен здания – деревянные), имеет один надземный этаж, жилые комнаты, коридор, суд приходит к выводу, что указанное строение является объектом индивидуального жилищного строительства, предназначенного для проживания одной семьи. Данные обстоятельства подтверждаются техническим планомспорного жилого дома.
Частью 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации (в редакции на день возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 01.03.2026 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, установив на основании исследованных доказательств, что объект недвижимого имущества по адресу: ... объектам блокированной жилой застройки не относится, является индивидуальным жилым домом, доказательств несоответствия построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филиппова Ю. А. к администрации МО ГО «Усинск» о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, - удовлетворить.
Признать право собственности Филиппова Ю. А., дд.мм.гггг. года рождения, уроженца ... Республики Коми, на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., находящемся по адресу: ....
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Филиппова Ю. А. на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... находящемся по адресу: ..., и постановки на государственный кадастровый учет Управлением Росреестра по ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2021.
Председательствующий Л.В. Ларина