УИД 79RS0002-01-2022-004461-57
Дело 2-2378/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан 11 августа 2022 года
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,
при секретаре Видяковой Т.В.,
с участием:
процессуального истца – помощника прокурора Нещетной А.В.,
представителя ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокурора города Биробиджана, действующего в интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинским изделием, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана, действующий в интересах Кондратюк О.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кондратюк О.В. по вопросу обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Согласно информации ГП ЕАО «Фармация» Кондратюк О.В. предъявлены рецептурный бланк № от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «<данные изъяты>». По состоянию на 17.06.2022 рецепты не обслужены.
Просит: обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать обеспечение Кондратюк Ольги Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., медицинским изделием «<данные изъяты>» по рецептурному бланку № от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Кондратюк Ольги Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Нещетная А.В. представила заявление материального истца об отказе от исковых требований в части обеспечения медицинским изделием «<данные изъяты>» по рецептурному бланку № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному заявлению, последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст. ст. 221 ГПК РФ, Кондратюк О.В. разъяснены и понятны.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Нещетная А.В. поддержала заявления об отказе от исковых требований об обеспечении материального истца медицинским изделием «<данные изъяты>» по рецептурному бланку № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом истца от данных исковых требований.
Требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, указав, что истец в связи с непредставлением ей своевременно тест-полосок, не могла измерить уровень сахара в крови, переживала в связи с этим за состояние своего здоровья.
Материальный истец Кондратюк О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представил свои возражения, в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен, спорный рецепт отсрочен. Департамент здравоохранения правительства ЕАО не бездействует, обеспечивает пациентов данным медицинским изделием. С требованием о компенсации морального вреда не согласен в полном объеме, поскольку ее размер завышен. Примерная цена «<данные изъяты>» 1 500 рублей. У ответчика не предусмотрена статья расходов на компенсацию морального вреда, каждое такое взыскание ухудшает положение департамента, вместе с тем на эти денежные средства можно закупать лекарства и медицинские изделия. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств причинения вреда истцу в указанной сумме. Не предоставлено сведений о том, что материальный истец обращался в медицинское учреждение, в связи с ухудшением состояния здоровья по причине отсутствия медицинских изделий. Просил суд: исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах Кондратюк О.В. к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что спорный рецептурный бланк обслужен, материальный истец обеспечен медицинским изделием. Вины ГП ЕАО «Фармация» в несвоевременном обеспечении истца тест-полосками не имеется, поскольку департамент здравоохранения правительства ЕАО самостоятельно осуществляет закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий. Требование о компенсации морального вреда оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц правительства ЕАО и ОГБУЗ «Областная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 2.11.2011 № 323-ФЗ, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
В судебном заседании установлено, что Кондратюк О.В. страдает <данные изъяты>, является <данные изъяты>, находится на лечении в ОГБУЗ «Областная больница».
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Постановлением правительства ЕАО от 30.12.2019 № 500-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Еврейской автономной области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа).
Согласно данной программе лекарственные препараты для лечения сахарного диабета входят в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
На основании вышеприведенных норм закона, Кондратюк О.В. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Согласно материалам дела, ОГБУЗ «Областная больница» выписан Кондратюк О.В. рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии ах № на медицинское изделие «<данные изъяты>» 1 уп.
Вместе с тем, из реестра рецептов следует, что рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ обслужен только 10.08.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Действующим законодательством гражданам больным сахарным диабетом установлены гарантии вне зависимости от присвоения им инвалидности.
Так, диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»).
Согласно указанному нормативно-правовому акту граждане больные сахарным диабетом обеспечиваются инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средства диагностики по рецептам врачей бесплатно.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Кондратюк О.В., своевременно не исполнил. Рецепт на медицинское изделие «<данные изъяты>» обслужен департаментом здравоохранения правительства ЕАО с нарушением срока.
Департамент здравоохранения правительства ЕАО не представил доказательства того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировал закупку, отпуск необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в срок и предпринял все возможные меры для своевременного обеспечения материального истца медицинским изделием по рецепту от 01.03.2022.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО в части возложения обязанности обеспечения медицинским изделием.
Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепт Кондратюк О.В. обслужен с нарушением установленного срока.
Необеспечение Кондратюк О.В. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истицы, её возраст, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена изделиями медицинского назначения, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана, действующего в интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинским изделием, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156 в пользу Кондратюк Ольги Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Прекратить производство по исковым требованиям прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить медицинским изделием- в связи с отказом от иска.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.А. Белоусова
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2022.