УИД № 18RS0014-01-2024-000707-18
№ 12-18/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 мая 2024 года ул. Советская, д. 39 п. Игра Удмуртской Республики
Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Емельянова С.Н.,
При секретаре Никитиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО по делу об административном правонарушении № 10673342243419944174 от 27.02.2024 года ООО ТПК «Восток-ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО ТПК «Восток-ресурс» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Представители ООО ТПК «Восток-ресурс», ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные материалы административного дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 30.6. КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, буквальное толкование нормы части 3 статьи 28.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола об административном правонарушении) применяется только в том случае, если совершенное правонарушение (в области безопасности дорожного движения или в области благоустройства территории) зафиксировано при помощи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
При этом в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 года № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
В силу статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Согласно пункту 6 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 года № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т (далее - Правила).
Согласно п. 12 Правил движением без внесения платы считается, в том числе, движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве либо при отсутствии бортового устройства и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих Правил.
Из материалов административного дела видно, что обжалуемым постановлением государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673342243419944174 от 27.02.2024 года ООО ТПК «Восток-ресурс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что 15.02.2024 года в 13:06:18 на 264 км. 702 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Республика Удмуртия, собственник (владелец) транспортного средства марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, в нарушение требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности", и в соответствии с подп. «а» п. 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 года № 504), допустил движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, а именно движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты.
Указанное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи Комплекс аппаратно-программный «АвтоУраган-ВСМ2» № 1701167, свидетельство о поверке № № действительно до 27.11.2024 года.
В своей апелляционной жалобе ООО ТПК «Восток-ресурс» указало, что транспортное средство марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № является его собственностью, на нем установлено бортовое устройство, информация о транспортном средстве занесена в систему взимания платы «ПЛАТОН», в личном кабинете ООО ПТК «Восток-ресурс» на момент фиксации был положительный баланс для списаний за плату на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. В подтверждение последнего довода приложило детализацию списания платы по транспортным средствам системы взимания платы «ПЛАТОН», платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому 01.02.2024 года ООО ТПК «Восток-ресурс» перечислены денежные средства в сумме 300000 руб. в ООО «РТИТС». Считает, что вина ООО ТПК «Восток-ресурс» отсутствует ввиду технической неисправности системы «ПЛАТОН».
По запросу суда ООО «РТИТС» направлена информация о том, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком (далее - ТС с ГРЗ) № в Реестре системы взимания платы с 14.05.2018 года 07:47:32 зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства ООО ТПК «Восток-ресурс» на основании заявления на регистрацию транспортного средства, поданного в электронной форме через личный кабинет. В соответствии с договором безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ и актом передачи за ТС с ГРЗ № с 30.07.2020 года 12:09:03 закреплено бортовое устройство №. На момент фиксации 15.02.2024 года 13:06:18 (по московскому времени) системой стационарного контроля №, расположенной на 264 км 702 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения М7 «Волга», бортовое устройство № не функционировало в штатном режиме, оформленная маршрутная карта отсутствовала. Специалистами Оператора СВП проведен анализ обстоятельств фиксации нарушения, в результате которого установлено: начисления платы (списания денежных средств с расчетной записи) по бортовому устройству № за движение в период 03.02.2024 года 16:38:53 – 15.02.2024 года 13:19:31 отсутствуют. Указанное подтверждается логистическим отчетом (детализацией движения ТС с ГРЗ №). В соответствии с п. 106 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства, своевременное информирование Оператора о факте его неисправности или утраты, а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы. На момент фиксации проезда ВТС с ГРЗ № не сообщал Оператору СВП о неисправности бортового устройства. Работоспособность бортового устройства подтверждается наличием начислений по нему в дальнейший период. Для ТС с № отсрочка по внесению платы предоставлена с 28.03.2020 года. При этом предоставление отсрочки не свидетельствует о внесении платы за проезд ТС с ГРЗ № 15.02.2024 года 13:06:18, поскольку бортовое устройство не функционировало в штатном режиме и отсутствовала оформленная маршрутная карта, предполагающая проезд. Пунктом 12 (а) Правил предусмотрено, что движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих правил, является движением без внесения платы. Таким образом, на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за транспортным средством с государственным регистрационным знаком № не была внесена. Согласно информации, предоставленной ФИС ГИБДД транспортное средство с государственным регистрационным знаком № отнесено к транспортным средствам, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и подлежит регистрации в системе взимания платы.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган. Согласно ч. 4 указанной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В то же время примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В связи с отсутствием в материалах дела самого оспариваемого постановления, судом неоднократно (25 марта 2024 года, 22 апреля 2024 года) направлялись запросы в административный орган с просьбой представить административный материал и оспариваемое постановление. Однако, указанные запросы оставлены административным органом без ответа, постановление в материалы дела так и не представлено.
Отсутствие оспариваемого постановления в оригинале или заверенной копии препятствует его оценке по существу на предмет законности. Отсутствуют сведения, подтверждающие событие административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях ООО ТПК «Восток-ресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, нельзя признать доказанными.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673342243419944174 от 27.02.2024 года, которым ООО ТПК «Восток-ресурс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673342243419944174 от 27.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» (ОГРН 1021801180026 ИНН 1831081018) отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его получения путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья С.Н. Емельянова.
Копия верна: судья С.Н. Емельянова.