66RS0007-01-2022-006099-53 <данные изъяты>
Дело № 2-5414/2022 Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н., при секретаре судебного заседания Лапшине В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарифуллина Фарита Азатовича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-5 о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шарифуллин Ф.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-5 о компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что 16.02.2021 решением Центрального окружного военного суда г. Екатеринбурга истец помещен в СИЗО-5 г. Екатеринбурга. ЦОВС разрешает истцу телефонные переговоры на русском языке продолжительностью по 15 минут с родными: отцом, матерью, сестрой, которые находятся в Республике Башкортостан. Во время телефонных переговоров истец разговаривает с родными на русском языке. Родные разговаривают в перемешку на русском и башкирском языках. Администрация СИЗО-5 прерывает телефонный звонок, ссылаясь на то, что родные отвечают на двух языках. Истец не нарушает законодательство РФ и решение суда. Истец не может заставить родных разговаривать на русском языке, запретить говорить на государственной языке Башкирии. Администрация СИЗО-5, прерывая звонки, нарушает право на телефонный разговор, нарушает п. 5.2.7 Приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110. Прерывая телефонный разговор Администрация СИЗО-5 наносит истцу моральный вред: истец не может узнать состояние родных, не может попрощаться, родные волнуются из-за прерванного разговора. Данные нарушения происходят более 1,5 лет. Моральный вред истец оценивает в 30 000 руб.
На основании изложенного истец просит установить факт нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны Администрации СИЗО-5 г. Екатеринбурга, взыскать с ФСИН России компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец Шарифуллин Ф.А. в судебном заседании при участии посредством видеоконференц-связи на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Свердловской области Сергеева К.А. возражала против заявленных исковых требований. Суду пояснила, что со стороны ФКУ СИЗО-5 нарушений не имеется, поскольку прерванный 14.08.2022 разговор велся не на русском языке. В тот же день возможность произвести телефонный звонок была истцу обеспечена. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 20 декабря 1994 г. № 10 разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Судом установлено, что с 13.02.2021 Шарифуллин Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., находится в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Свердловской области.
Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей;
В силу п. 194 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее – ПВР СИЗО) подозреваемому или обвиняемому телефонные разговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда <51>.
В соответствии с п. 199, 200 ПВР СИЗО телефонные разговоры подозреваемых и обвиняемых проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованном для этих целей помещении.
Телефонный разговор прослушивается сотрудниками СИЗО, о чем перед его началом информируются подозреваемый или обвиняемый и его абонент. П
Согласно п. 197 ПВР СИЗО в заявлении подозреваемого или обвиняемого на предоставление телефонного разговора с абонентом указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будет вестись телефонный разговор.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что язык, на котором будет вестись телефонный разговор, должен использоваться всеми участниками телефонного разговора.
Центральным окружным военным судом Шарифуллину Ф.А. дано разрешение на проведение телефонных переговоров на русском языке с сестрой А
Данное разрешение Шарифуллиным Ф.А. не оспаривалось.
Согласно п. 201.3 ПВР СИЗО основанием для досрочного прекращения телефонного разговора является разговор на ином языке, чем был указан в заявлении подозреваемого или обвиняемого.
14.08.2022 администрацией СИЗО-5 был прерван телефонный разговор Шарифуллина Ф.А. с родственниками по причине ведения разговора не на русском языке.
Прослушанная в судебном заседании аудиозапись телефонного разговора Шарифуллина Ф.А. с родственниками подтверждает, что в ходе разговора его участники переходили с русского языка на иной язык.
При этом в тот же день 14.08.2022 Шарифуллину Ф.А. была обеспечена возможность телефонного разговора с родственниками без его прерывания, после разъяснения о необходимости вести разговор на русском языке.
Таким образом, судом установлено, что телефонный разговор Шарифуллина Ф.А. был прерван правомерно, ввиду нарушения правила о языке, на котором должен вестись разговор.
Поскольку нарушений прав Шарифуллина Ф.А. со стороны администрации ФКУ СИЗО-5 судом не установлено, требование о компенсации морального вреда признается судом незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарифуллина Фарита Азатовича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-5 о компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных