Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года <адрес>
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,
при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,
представителя истца Жакова Д.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>9, удостоверенной временно исполняющей обязанности нотариуса, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Жаковой Т. Н.,
с участием: представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Мининой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жакова Д. С. к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Жаков Д.С. обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ был снят и исключен из списков получателей государственного жилищного сертификата по причине неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, в связи тем, что родился после ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истец не согласен, так как считает, что имеет основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ ему было полных 15 лет, является инвалидом с детства, применительно Федерального закона №125-ФЗ рождение после ДД.ММ.ГГГГ не ставится в зависимости от постановки на учет. Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить его в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и восстановить его в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещен, направил заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть гражданское дело без его участия (л.д. 152, т.2).
Представитель истца исковые требования поддержала, уточнила, указав состав семьи истца для постановки на учет – 1 человек.
Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края полагала, что в период принятие оспариваемое решение являлось законным. В связи с изменением законодательства, в настоящее время против удовлетворения иска возражений не имеет.
Представитель Министерства строительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом. В суд направлены возражения на исковое заявление, в которых отмечается, что Министерство строительства Пермского края (далее – Министерство) не согласно с исковыми требованиями истца по следующим основаниям.
Согласно действующей, на момент принятия решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края (т.е. 6 августа 2020 года), редакции Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, федеральный законодатель установил, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности - не позднее 1 января 1992 г., продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
В случае несоответствия гражданина-заявителя хотя бы одному из условий, установленных Федеральным законом № 125-ФЗ, вышеуказанное право не возникает.
Согласно учетному делу, Жаков Д.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. позднее ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует условиям статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, в связи с чем, решение Администрации принято законно и обоснованно, согласно действовавшему в указанный период законодательству.
В качестве основного довода для пересмотра дела по новым обстоятельствам истец ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 01 марта 2022 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова» (далее – Постановление №9-П).
Таким образом, постановление № 9-П является новым обстоятельством и основанием для пересмотра судебного решения по конкретному делу – по делу гражданина А.В. Окулова, о чем непосредственно указано в пункте 3 постановления № 9-П: «3. Правоприменительные решения по делу гражданина Окулова Александра Васильевича, вынесенные на основании статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в той мере, в какой она признана настоящим Постановлением не соответствующей Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке».
В связи с чем, Постановление № 9-П нельзя отнести к новым обстоятельствам по настоящему делу, а равно иск не подлежит удовлетворению по новым обстоятельствам.
Ссылаясь на положения статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ, Закон Пермского края от 18 декабря 2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отмечают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Отдел по Кочевскому и Косинскому муниципальным округам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание представителя не направил. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела без участия представителя (л.д. 151, т.2)
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий имеют граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Абзац третий части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" после слова "местности" дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года".
Федеральным законом от 29 декабря 2022 N 626-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4754) следующие изменения: дополнена частью 2 следующего содержания: "2. Действие положения части 1 настоящей статьи не распространяется на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Кочевский муниципальный округ согласно Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», (а ранее Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 № 1085) отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Жаков Д.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 43, т.1).
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) Жаков Д.С. включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Утверждён состав семьи 2 человека, категория «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Учетное дело №. Дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлений администрации Кочевского района (округа) Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Жаков Д.С. состоял в списках на 2018 год с составом 2 человека, на 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ № с составом семьи 3 человека, на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ № на состав семьи 3 человека (Жаков Д.С., родители заявителя Жакова Т.С., Жаков С.Е), на 2021 год от ДД.ММ.ГГГГ №, состав семьи 2 человека (л.д. 64-66, т.1).
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка №) учетное дело № Жакова Д.С. снято с учета и исключено из списка участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (несоответствие условию о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 67, т.1).
Согласно сведений из ЕГРН у Жакова Д.С. и у Жаковой Т.С. объектов недвижимости, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера не имеется.
Согласно свидетельства о рождении Жакова Д.С., родителями истца являются Жакова Т. Н. и Жаков С. Е., дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес> (л.д. 5, т. 1).
Отец Жакова Д.С. Жаков С. Е. умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 48, т.2)
Согласно справки <данные изъяты> № Жакову Д.С. бессрочно установлена инвалидность третьей группы, причина инвалидности - инвалидность с детства (л.д. 6, т.1).
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принятие законов, правовых актов относится к компетенции законодателя. Суд при разрешении спора применяет закон.В силу положений части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешить дело на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, норм действующего законодательства, а также исходя из обычаев делового оборота, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Непосредственно Конституция Российской Федерации не определяет порядок предоставления жилищных субсидий и условий принятия на учет в целях обеспечения жилыми помещениями.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что установленный статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" порядок определения очередности получения жилищных субсидий (предусматривающий приоритет для инвалидов I и II групп или инвалидов с детства, а также учет времени обращения за социальной выплатой) учитывает интересы и потребности граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, и обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости. (Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 693-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самары Станислава Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Постановлением от 1 марта 2022 года № 9-П Конституционный Суд дал оценку конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения, поскольку применяется в качестве основания для решения вопроса о придании обратной силы статье 1 данного Закона в отношении инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при снятии их с такого учета или отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание им обратной силы статье 1 данного Закона рассматривается как основание для снятия указанной категории лиц с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 № 626-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 30, ст. 4754) следующие изменения: часть 2 дополнена следующим содержанием: Действие положения части 1 настоящей статьи не распространяется на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Начало действия документа – 09 января 2023 года.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до 09 января 2023 года, обладают правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ, в том случае, если ранее были поставлены на учет.
Как указал Конституционный Суд РФ, законодатель, распространяя ограничительным образом условия приобретения права на получение жилищной субсидии на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года, но состоявших на учете для ее получения (в рассматриваемом деле истец, родившийся в 2001 году, состоял на учете с 2016 года, снят с учета в 2020 году), не предусмотрел мер (компенсаторного механизма), направленных на смягчение неблагоприятных последствий отмены ранее признанного за ними уполномоченными органами права на получение субсидии. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, распространение статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условие приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмены для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ним уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
Право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Из положений ст. 46 Конституции РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно пунктам 2, 3 вышеуказанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства Пермского края.
К Министерству строительства Пермского края истцом исковых требований не сформулировано, в удовлетворении исковых требований к данному соответчику следует отказать.
С учетом предъявленных требований, суд считает исковые требования в отношении ответчика - администрации Кочевского муниципального округа Пермского края подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жакова Д. С. (СНИЛС №) к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900002989) о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Жакова Д. С. (учетное дело №) из списка участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» (ОГРН 1205900002989) восстановить Жакова Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (СНИЛС №), паспорт <данные изъяты>, в очередь в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника комплекса процессных мероприятий «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», категория «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» по дате очередности с ДД.ММ.ГГГГ, с определением состава семьи гражданина - участника комплекса процессных мероприятий 1 человек: Жаков Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Пермского края (ОГРН 1055900367434), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.В. Шерстюков