УИД 72RS0012-01-2023-000297-85
№ 2-233/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село КазанскоеКазанского районаТюменской области | 21 сентября 2023 года |
Казанский районный суд Тюменской области
в составе председательствующего судьи Вьюховой Н.В.,
при секретаре Гапеевой В.А.,
с участием помощника прокурора Казанского района Лущикова Н.И., представителя ответчика администрации Казанского муниципального района Санникова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Большеченчерского сельского поселения, администрации Казанского муниципального района о возложении обязанности обеспечить постановку колодцев, являющихся источниками водоснабжения, на учёт в Единый государственный реестр недвижимости в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Казанского района во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области от 5 мая 2023 года № 7-29-2023 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения, в том числе в рамках мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда».
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяет основные принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Часть 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории д. Новопокровка Казанского района (Большеченчерское сельское поселение) водоснабжение населения должным образом не организовано – в населенном пункте централизованное водоснабжение отсутствует, имеется четыре колодца, которые население использует в качестве источников воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Однако право собственности на указанные колодцы не зарегистрировано, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости колодцы не поставлены, кому-либо в пользование не переданы.
Кроме того, 26 июня 2020 года прокуратурой района по данному факту было внесено представление об устранении нарушений закона в адрес главы администрации Казанского муниципального района. 3 августа 2020 года в прокуратуру из администрации Казанского муниципального района поступил ответ о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования, в котором указано, что право собственности сельского поселения на планируемые к передаче объекты недвижимости должно быть зарегистрировано в ЕГРН, в администрацию района обращения об этих четырех бесхозяйных объектах не поступали. В администрацию Большеченчерского сельского поселения направлено письмо о необходимости проведения кадастровых работ.
Вместе с тем до настоящего времени регистрация в ЕГРН не произведена. Просит возложить на администрацию Большеченчерского сельского поселения обязанность обеспечить постановку на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйных объектов недвижимости колодцев, расположенных по адресам: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Лущиков Н.И. исковые требования поддержал, просит установить срок для исполнения указанных в исковом заявлении требований 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Казанского муниципального района Санников А.М. выразил согласие с заявленными исковыми требованиями, пояснив, что в д. Новопокровка Казанского района Тюменской области отсутствует централизованное водоснабжение. Обеспечение населения водой осуществляется с помощью указанных колодцев. Таким образом необходимость в указанных объектах недвижимости имеется. Администрацией Большеченчерского сельского поселения начата работа по постановке данных колодцев на кадастровый учет. С этой целью администрацией поселения был заключен договор на производство кадастровых работ с постановкой на учет бесхозяйных объектов недвижимости. Согласно договору установлен срок выполнения работ – 90 рабочих дней. В дальнейшем планируется оформить право муниципальной собственности на эти объекты. С указанным прокурором сроков – 6 месяцев согласен.
Представитель ответчика администрации Большеченчерского сельского поселения, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не заявлял, каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований не представил, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его остутствие.
С согласия лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя администрации Большеченчерского сельского поселения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям:
Предметом спора являются правоотношения, связанные с постановкой на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости колодцев, расположенных по адресам: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
Согласно нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы водоснабжения в границах муниципального района относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района (пункт 4 часть 1 статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац 1 пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
В данном случае все указанные в исковом заявлении колодцы находятся на территории Большеченчерского сельского поселения. Сведений о наличии правообладателя у указанных объектов не имеется.
Указанные колодцы являются единственными источниками питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд для населения д. Новопокровка Казанского района Тюменской области. Следовательно, имеется необходимость в придании спорным объектам статуса бесхозяйного объекта, и возложения на ответчика обязанности по постановке на учет спорного имущества в качестве бесхозяйного, поскольку в дальнейшем это позволит оформить права на данные колодцы и обеспечить их обслуживание, что послужит целям защиты прав и законных интересов населения д. Новопокровка Казанского района Тюменской области на обеспечение водой.
Указанный прокурором срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу суд находит обоснованным, разумным, с учетом сроков проведения кадастровых работ и работ по постановке на учет в регистрирующем органе.
На основании вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом отсутствия возражений со стороны ответчиков, руководствуясь Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Казанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Большеченчерского сельского поселения, администрации Казанского муниципального района о возложении обязанности обеспечить постановку колодцев, являющихся источниками водоснабжения, на учёт в Единый государственный реестр недвижимости в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества удовлетворить.
Возложить на администрацию Большеченчерского сельского поселения (ИНН ***, ОГРН ***) обязанность по обеспечению постановки на учет в Едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйных объектов недвижимости колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, установив срок для исполнения – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 28 сентября 2023 года.
Председательствующий судья: /подпись/ Н.В. Вьюхова
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-233/2023 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.
Судья
Казанского районного суда Н. В. Вьюхова