УИД: 42RS0009-01-2024-000262-48 Дело № 2-1354/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемерово 22 февраля 2024 года
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Алхимовой А.Е.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Кемерово Шестера Л.А.,
представителя ответчика Администрации г. Кемерово Азовцева Д.В.,
представителя ответчика МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» Патракеевой Е.В.,
при секретаре Кононец Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению определенных действий, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Кемерово, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида», Администрации г. Кемерово, в котором просит:
- обязать МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: ... а именно: оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений, групповой ячейки с одновременным пребыванием более 10 человек, № 2 (основное), № 3 (основное), № 4 (основное), № 21 (основное), № 22 (основное), № 23 (основное).
- возложить на Администрацию г. Кемерово обязанность по финансированию исполнения МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» вышеуказанных требований Закона.
- в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации г. Кемерово срок, в течение которого указанные действия должны быть совершены - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» - в тот же срок, с момента финансирования.
Требования обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации - МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида». Установлено, что МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» расположено по адресу: ... осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу по результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания, помещений МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### со сроком устранения нарушений - до **.**.****г. По результатам рассмотрения заявления заведующей МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» сроки предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### продлены до **.**.****г. По результатам проверки установлено, что п. 6, 7 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### не исполнены, а именно: отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений, групповой ячейки с одновременным пребыванием более 10 человек, № 2 (основное), № 3 (основное), № 4 (основное), №21 (основное), № 22 (основное), № 23 (основное) (п. 5.2.12. СП 1.13130.2009, п. 5.1.3. СП 1.13130.2020, ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Объекту защиты - МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» присвоена высокая категория риска, нежилое здание отдельно стоящее, двухэтажное с массовым пребыванием людей на котором одновременно могут находиться от 50 до 200 человек, в том числе дети. До настоящего времени МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» не принято достаточных и надлежащих мер к своевременному исполнению предписания от **.**.****г. ### и устранению нарушений требований пожарной безопасности, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению здания МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления. Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от возникновения пожара. Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида», Администрацией г. Кемерово мер к исполнению требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, что нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида».
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района
г. Кемерово Шестера Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Азовцев Д.В., действующий на основании доверенности ### от **.**.****г., в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель ответчика МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» - заведующая Патракеева Е.В., действующая на основании Устава и приказа ### от **.**.****г., в судебном заседании исковые требования также признала.
Представители третьих лиц Управления образования Администрации г.Кемерово, КУМИ г. Кемерово, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу в суд не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявляли, возражений относительно исковых требований не представили.
С учетом мнения участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы искового заявления, а также письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон «О пожарной безопасности») предусмотрено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны в том числе:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») регламентировано, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации - МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида».
В ходе проведения проверки установлено, что МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» расположенное по адресу: ... осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания, помещений МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида», выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### со сроком устранения нарушений - до **.**.****г. (л.д. 9-10).
По результатам рассмотрения заявления заведующей МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» сроки предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### продлены до **.**.****г. (л.д. 11, 12).
По результатам прокурорской проверки установлено, что пункты 6, 7 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от **.**.****г. ### не исполнены, а именно: отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений, групповой ячейки с одновременным пребыванием более 10 человек, № 2 (основное), № 3 (основное), № 4 (основное), №21 (основное), № 22 (основное), № 23 (основное) (п. 5.2.12. СП 1.13130.2009, п. 5.1.3. СП 1.13130.2020, ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности продолжаются с **.**.**** года.
Объекту защиты - МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида», расположенному по адресу: ... присвоена высокая категория риска, нежилое здание отдельно стоящее, двухэтажное с массовым пребыванием людей на котором одновременно могут находиться от 50 до 200 человек, в том числе дети.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства на основе представленных доказательств установлено, что до настоящего времени МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» не принято достаточных и надлежащих мер к своевременному исполнению предписания государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.**** ### и устранению нарушений требований пожарной безопасности, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно п. 3.2. Устава МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Кемерово. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются Администрацией г. Кемерово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, Управления образования Администрации г. Кемерово (л.д. 25).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению здания МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от возникновения пожара.
Доводы представителя Администрации г. Кемерово о том, что у них отсутствуют финансовые средства в бюджете для выполнения мероприятий по соблюдению пожарного законодательства, не являются основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по обеспечению объекта исправным оборудованием, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
Администрация г. Кемерово обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 ГК РФ и на основании ст. 210 ГК РФ обязана нести бремя содержания имущества, в связи с чем отсутствие финансовых средств не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников, а поэтому заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию процессуального истца, финансовые возможности ответчиков, иные обстоятельства, а также социальную значимость объекта, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований по соблюдению законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности.
Суд считает, с учетом требований прокурора, возможным обязать Администрацию г. Кемерово предоставить МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» необходимое финансирование для устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в срок до истечения трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а МБДОУ № 38 «Детский сад комбинированного вида» установить срок для исполнения настоящего решения суда до **.**.****г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ № 38 «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» (░░░ ###, ░░░░ ### ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ...) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 2 ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░░, № 2 (░░░░░░░░), № 3 (░░░░░░░░), № 4 (░░░░░░░░), № 21 (░░░░░░░░), № 22 (░░░░░░░░), № 23 (░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 38 «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 38 «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░