Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1904/2023 (2-7466/2022;) ~ М-5568/2022 от 29.11.2022

копия                                                                                   Дело ,

24RS0-30

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         Резолютивная часть

30 августа 2023 года                                                                                      <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Куликовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,

руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, - удовлетворить.

Возложить на ФИО1 обязанность устранить нарушения лесного законодательства путем очистки мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 15, лесосека 4, делянка 1, на площади 0,68 га, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд <адрес> заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.

Председательствующий:                        А.С. Куликова

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что между министерством лесного хозяйства <адрес> в лице КГБУ «Усольское лесничество» и ФИО4 заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому КГБУ «Усольское лесничество» передает ФИО4 в собственность лесные насаждения объемом 175 куб.м. на площади 1,1 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 13, лесосека 4, делянка 1. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим Суховского участкового лесничества КГБУ «Усольское лесничество» ФИО5 произведен осмотр лесосеки, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,68 га, что является нарушением требований п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент осмотра древесина вырублена в полном объеме. В результате нарушения требований лесного законодательства ФИО1 причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 58 994 руб. На основании вышеизложенного истец просит возложить обязанность на ответчика произвести очистку мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 13, лесосека 4, делянка 1, на площади 0,68 га, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» - ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, при подаче искового заявления ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также выразила свое согласие на вынесение решения суда в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом по адресу, указанному в иске: <адрес>, где согласно справки отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете, откуда судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением сроков хранения, заявлений, ходатайств не представил, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Усольское лесничество» в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представило, о причинах неявки суд не уведомило.

В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную    окружающую    среду,    каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно пункта 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощи- тельного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда.

Положения ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» коррелируют с положениями ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, между министерством лесного хозяйства <адрес> в лице КГБУ «Усольское лесничество» и ФИО4 заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому КГБУ «Усольское лесничество» передает ФИО4 в собственность лесные насаждения объемом 175 куб.м. на площади 1,1 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 13, лесосека 4, делянка 1. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 8 Договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «в», п. 15 договора ФИО1 обязан соблюдать Правила заготовки древесины, Правила ухода за лесами, Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством РФ.

По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ лесничим Суховского участкового лесничества КГБУ «Усольское лесничество» ФИО5 произведен осмотр лесосеки, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,68 га, что является нарушением требований п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент осмотра древесина вырублена в полном объеме. В результате нарушения требований лесного законодательства ФИО1 причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 58 994 руб.

Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Согласно Уставу КГКУ «Лесная охрана» учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в области лесных отношений.

Целями деятельности учреждения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства.

Для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом или ответчиком в арбитражном, третейском суда, судах общей юрисдикции соответствии с действующим законодательством РФ (п. 1.4 Устава). В соответствии с пп. 3 п.2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В нарушении ст. 56 ГПК РФ, ответчиком ФИО1 в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что действия по размещению в лесах отходов производства и потребления, выраженные в неочистке мест рубок на площади 0,68 га, были произведены при наличии соответствующего разрешения.

Незаконными действиями ответчика ФИО1 следствием которых явилось причинение вреда окружающей среде, нарушены интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ. В связи с чем, имеются правовые основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного вреда.

Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, выявленных нарушениях норм лесного законодательства со стороны ответчика, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ФИО1 обязанность устранить нарушения лесного законодательства, путем очистки мест рубок от порубочных остатков, на площади 0,68 га, на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 15, лесосека 4, делянка 1, в срок: в течение одного месяца, с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, применяя положения п. 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, - удовлетворить.

Возложить на ФИО1 обязанность устранить нарушения лесного законодательства путем очистки мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес>, Усольское лесничество, Суховское участковое лесничество, квартал 65, выдел 15, лесосека 4, делянка 1, на площади 0,68 га, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд <адрес> заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.

Председательствующий:                        А.С. Куликова

Заочное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                        А.С. Куликова

2-1904/2023 (2-7466/2022;) ~ М-5568/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
Сальников Константин Владимирович
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Куликова А.С.
Дело на сайте суда
sverdl--krk.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.04.2023Предварительное судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
17.11.2023Дело оформлено
16.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее