Дело № 2-3259/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 ноября 2022 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе суда:
председательствующего-судьи Кукурекина К.В.,
при помощнике судьи Горькой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гефтмана Андрея Владимировича к Лазаревой-Сырчиной Алисе Андреевне о признании сведений не соответствующими действительности, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
В сентябре 2022 года истец обратился в суд с исковым заявлением к Лазаревой-Сырчиной Алисе Андреевне о признании сведений не соответствующими действительности, взыскании компенсации морального вреда.
Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец в мессенджере телеграмм на канале «Алиса против» обнаружил пост автора канала, в котором указаны следующие слова: «Вот мерзкая попрошайка Андрей Гефтман, пиар менеджер украинский СБУ, любитель осваивать гранты Госдепа, а более знакомый всем, как живодер и убийца животных на Монастырском шоссе 30, теперь взялся за человечину, - ссылка: <адрес> Гефтман просит пересылать ему на счет деньги и тогда он сможет прокормить своего нового раба, которого использует потенциальной наживкой».
Данные сведения по утверждению истца являются не достоверными и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию.
В судебном заседании истец поддержал заявленные в иске требования по изложенным в нем основаниям.
В судебное заседание ответчик не явилась, извещена надлежащим образом, отзыв на иск на представила.
Выслушав истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В судебном заседании установлено, что в мессенджере «телеграмм» на канале «Алиса против» имеется пост со следующим текстом: «Вот мерзкая попрошайка Андрей Гефтман, пиар менеджер украинский СБУ, любитель осваивать гранты Госдепа, а более знакомый всем, как живодер и убийца животных на Монастырском шоссе 30, теперь взялся за человечину, - ссылка: <адрес> Гефтман просит пересылать ему на счет деньги и тогда он сможет прокормить своего нового раба, которого использует потенциальной наживкой».
В объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, данных старшему участковому уполномоченному полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Гагаринскому району г. Севастополя майору полиции Ширпышеву С.В., ответчик Лазарева-Сырчина Алиса Андреевна подтвердила обстоятельства, изложенные в иске, а именно признала факт написания данного текста в мессенджере «телеграмм» на канале «Алиса против» для привлечения внимания к противоправным, по своему мнению, действиям истца.
В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Согласно пунктам 1, 9 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Согласно пункту 9 этого же Постановления, в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) при рассмотрении дел о защите чести и достоинства одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, является характер распространенной информации, то есть установление того, является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением, мнением, убеждением.
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу установлено, что оспариваемые истцом сведения размещены ответчиком в сети Интернет в мессенджере «телеграмм», к которой имеет доступ неопределенное число лиц, имеющих возможность ознакомиться с содержанием размещенной на ней информации.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что указанные сведения соответствуют действительности, кроме того, суд признает, что опубликованный ответчиком текст в отношении истца носит оскорбительный и уничижительный характер.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что опубликованная ответчиком информация содержит недостоверные сведения об истце, которые не нашли своего подтверждения, умаляют честь и достоинство истца.
Однако, суд при этом отмечает, что данные сведения деловую репутацию истца не затрагивают, поскольку данные сведения не характеризируют истца как работника или работодателя, не влияют на взаимоотношения истца с контрагентами в деловой сфере, носят личный характер.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требований Гефтмана А.В. в части признания оспариваемых сведений порочащими и несоответствующими действительности, в связи с чем, истцу были причинены нравственные страдания.
В соответствии с положениями части 2 статьи 151 ГК РФ и статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно размещение в публичной информационно-коммуникационной сети Интернет явно недостоверных сведений в отношении истца, носящий оскорбляющий и уничижительный характер, степень и характер перенесенных им нравственных страданий, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда подлежащий взысканию с ответчика в размере 30 000 рублей.
В порядке ст. 96 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде расходов на оплату госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Гефтмана Андрея Владимировича к Лазаревой-Сырчиной ФИО1 о признании сведений не соответствующими действительности, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Лазаревой-Сырчиной ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., м.р. <адрес>, паспорт №, выданный ФМС ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Гефтмана Андрея Владимировича компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рубль, а всего 30 300 (тридцать тысяч триста) рублей.
В остальной части заявленных требований - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2022 года.
Судья Ленинского районного
суда г. Севастополя К.В. Кукурекин