№ 21-451/2023
УИД 38RS0036-01-2023-002047-39
Р Е Ш Е Н И Е
26 июня 2023 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, Х.Г.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области ФИО2 от 29 марта 2023 года № ДЛ/К-0078П/23-10 и решение судьи Свердловского районного суда города Иркутска от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Х.Г.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области ФИО2 от 29 марта 2023 года № ДЛ/К-0078П/23-10 заместитель директора по административно-хозяйственной работе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» (далее ГБПОУ «Иркутский региональный колледж педагогического образования», колледж, учреждение) Х.Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда города Иркутска от 26 апреля 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Х.Г.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Х.Г.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что судья районного суда не дал оценки представленным дополнительным доказательствам отсутствия вины лица, привлекаемого к административной ответственности, которые подтверждают факт обращения в министерство образования Иркутской области в период с 2019 по 2022 годы для выделения финансирования на проведение капитального ремонта общежития. Судья не учел то обстоятельство, что колледж является бюджетным учреждением, поэтому проведение капитального ремонта возможно только в рамках выделения бюджетного финансирования с соблюдением требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», все процедуры являются длительными, так как требуется разработка проектно-сметной документации и поэтапное проведение ремонта, работы по внутренней отделке помещения ведутся с сентября 2022 года по настоящее время. Судья районного суда оставил без внимания то обстоятельство, что ремонтные работы проводятся на 4 и 5 этажах, тогда как студенты проживают на 1, 2, 3 этажах, по проекту осуществление строительных работ запланировано без остановки рабочего процесса при нахождении в помещениях мебели, оборудования и иного инвентаря. Полагает, что на момент разработки проектной документации отсутствовало требование о запрете проведения строительных работ в присутствии детей. Вывод суда о нарушении пункта 1.7 СП 2.4.3648-20 противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку студенты не имеют доступа к месту проведения работ, на этажах их проживания отсутствуют посторонние запахи и пыль., доступ работников подрядчика осуществляется по разным со студентами лестницам, потоки не пересекаются. При рассмотрении дела не установлен факт проживания детей в общежитие, поскольку обучающимися являются не только дети, но и лица, достигшие 18-летнего возраста. Судья не дал надлежащей оценки пояснениям специалиста ФИО3 Само по себе проведение капитального ремонта является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, тогда как оно учтено в качестве смягчающего обстоятельства. Судья не учел, что выявленные в ходе проверки нарушения касаются недостатков внутренней отделки помещений, препятствующих их санитарной обработке, их устранение осуществляется путем проведения капитального ремонта. Полагает, что надлежащим образом выполняла должностные обязанности, какие-либо действия вне проведения конкурсных процедур при заключении контрактов на проведение капитального ремонта здания невозможны. Полагает возможным освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
25 мая 2023 года поступили письменные возражения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области ФИО2, в которых он просил в удовлетворении жалобы отказать, указал на доказанность вины Х.Г.В. и обязанность соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство.
В судебном заседании Иркутского областного суда заместитель директора ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» по административно-хозяйственной работе Х.Г.В. и защитник ФИО4 доводы жалобы поддержали.
В судебном заседании прокурор ФИО5 полагал состоявшиеся по делу акты соответствующими требованиям законодательства и не подлежащими отмене.
В судебном заседании не присутствовали защитники ФИО6 и ФИО7, заместитель прокурора Свердловского района города Иркутска ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении № ЮЛ/К-071/21-15-09, судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы и представленные на нее возражения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН 2.4.3648-20), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей.
В соответствии с пунктами 1.7, 2.5.2 и 2.5.3 названных Правил проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается. Полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО9 заместителем прокурора Свердловского района города Иркутска юристом 1 класса ФИО8 11 января 2023 года принято решение Номер изъят о проведении проверки в отношении ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования», а именно общежития, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
В ходе проверки 13 января 2023 года с 15 до 17 часов выявлены следующие нарушения норм санитарного законодательства:
- в нарушение пункта 1.7 СанПиН 2.4.3648-20 на 4 и 5 этажах общежития проводятся ремонтные работы по отделке стен, потолков и полов;
- в нарушение пункта 2.5.2 СанПиН 2.4.3648-20 в комнатах для студентов и коридорах общежития полы имеют многочисленные дефекты и повреждения, выполнены из материалов, не допускающих их влажную обработку и дезинфекцию (полы застелены кусками линолеума с повреждениями и без крепления, деревянные полы с дефектами, на бетонном полу лестничных площадок имеются дефекты лако-красочного покрытия);
- в нарушение пункта 2.5.3 СанПиН 2.4.3648-20 стены и потолки комнат и коридоров на 1, 2 и 3 этажах имеют дефекты и повреждения (местами лако-красочное покрытие отходит от стен либо частично отсутствует, вокруг дверных проемов в комнаты отсутствует отделочное покрытие, допускающее влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, на потолках вокруг водопроводных труб и труб теплоснабжения проведены затирочные работы без покрытия, позволяющего проводить влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств).
Указанные действия Х.Г.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения заместителем директора по административно-хозяйственной работе ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Х.Г.В. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки юридического лица от 11 января 2023 года № 1, заключением главного специалиста-эксперта отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора Иркутской области ФИО10, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 февраля 2023 года и иными материалами дела.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя директора по административно-хозяйственной работе ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Х.Г.В. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все имеющиеся доказательства содержат фактические данные, на основании которых судом устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства оценены должностными лицами и судьей по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
На основании данных доказательств в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем прокурора Свердловского района города Иркутска юристом 1 класса ФИО8 принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области ФИО2 принято постановление по делу об административном правонарушении от 29 марта 2023 года № ДЛ/К-0078П/23-10.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Другие материалы дела также составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого решения.
Постановление должностного лица от 29 марта 2023 года и решение судьи районного суда от 26 апреля 2023 года мотивированы, обстоятельства совершенного Х.Г.В. правонарушения описаны, пояснениям и возражениям Х.Г.В. дана надлежащая оценка. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Вопреки доводам жалобы, выявленные должностным лицом нарушения, представляют угрозу жизни и здоровью проживающих в общежитии студентов, что подтверждается, в том числе обращением ФИО9
Представленные дополнительные доказательства, подтверждающие обращение руководства учреждения в министерство образования Иркутской области в период с 2019 по 2022 годы для выделения финансирования на проведение капитального ремонта общежития, не освобождают Х.Г.В. от административной ответственности, поскольку помимо проведения капитального ремонта в настоящее время лицом, привлекаемым к административной ответственности, не принимались иные меры для соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт направления образовательным учреждением предложения о выделении бюджетных ассигнований на капитальный ремонт в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета, поэтому оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Все доводы жалобы со ссылкой на положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не являются основаниями к отмене состоявшихся по делу актов, поскольку лицу, в отношении которого ведется производство по делу вменяется нарушение специального законодательства – санитарно-эпидемиологического, а отсутствие бюджетных средств и порядок закупок товаров не позволяют пренебрегать нормами специального законодательства.
Доводы жалобы со ссылкой на проектно-сметную документацию, а также о том, что ремонтные работы проводятся на 4 и 5 этажах, тогда как студенты проживают на 1, 2, 3 этажах, по проекту осуществление строительных работ запланировано без остановки рабочего процесса при нахождении в помещениях мебели, оборудования и иного инвентаря, не влекут отмену состоявшихся по делу актов.
Во-первых, само по себе составление и утверждение проектно-сметной документации не свидетельствует о соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Во-вторых, пункт 1.7 СП 2.4.3648-20 устанавливает запрет на проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей без исключений, обучение и проживание которых учреждением не оспаривается, учитывая такие последствия ремонтных работ, как токсичный запах, пыль, шум.
Доводы жалобы о том, что на момент разработки проектной документации отсутствовало требование о запрете проведения строительных работ в присутствии детей, являются несостоятельными, поскольку аналогичный запрет был установлен пунктом 4.32 СанПиН 2.4.2.2821-10, действовавшим до 1 января 2021 года.
Вопреки доводам жалобы судья районного суда учел пояснения специалиста ФИО3 (страница 6 решения).
Доводы жалобы о том, что само по себе проведение капитального ремонта является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, тогда как оно учтено в качестве смягчающего обстоятельства, не могут быть приняты во внимание, так как они основаны на ошибочном толковании законодательства, учитывая, что отсутствие финансирования на проведение капитального ремонта и проведение капитального ремонта не освобождают от выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судья не учел, что выявленные в ходе проверки нарушения касаются недостатков внутренней отделки помещений, препятствующих их надлежащей санитарной обработке, их устранение осуществляется путем проведения капитального ремонта, не заслуживают внимания, поскольку независимо от состояния жилого помещения проведение надлежащих санитарно-эпидемиологических мероприятий обязательно.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей Свердловского районного суда города Иркутска соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи судьей Свердловского районного суда города Иркутска вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 указанного кодекса.
Исходя из характера и степени опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания вменяемого Х.Г.В. деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая разъяснения, изложенные в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Совершенное Х.Г.В. правонарушение посягает на отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в связи с чем, нарушение требований законодательства, направленного на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Административное наказание назначено заместителю директора по административно-хозяйственной работе ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Х.Г.В. в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, назначенное наказание является законным и справедливым.
Постановление о привлечении Х.Г.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░/░-0078░/23-10 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░