УИД: 29RS0004-01-2023-000643-61
Дело № 2-13/2024 (2-482/2023) |
23 января 2024 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по иску Литовченко Н.В. к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области, Хромцову Г.И. о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Литовченко Н.В.обратилась с иском к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Свои требования мотивировала тем, что она с мая 2008 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным жилым домом, как своим собственным имуществом. Иные владельцы данного жилого дома умерли. В течение всего периода владения жилым домом претензий и правопритязаний как со стороны администрации, так и со стороны иных лиц не имелось, законность владения не оспаривалась. Просила признать за Литовченко Н.В. право собственности на данный жилой дом в силу приобретательной давности.
Протокольным определением от 24.11.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Хромцов Г.И., как собственник спорного объекта недвижимости.
Истец Литовченко Н.В., ответчики администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и Хромцов Г.И., третье лицо Управление Росреестра по Архангельской области и НАО в судебное заседании не явились, представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещались, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток Хромцову Г.И. и Управлению Росреестра по Архангельской области и НАО (л.д. 139, 140), распиской уполномоченного лица администрации в получении судебной повестки (л.д. 138), а также вернувшимися за истечением срока хранения конвертами с судебными повестками для Литовченко Н.В. и ее представителя Фединой И.В. (л.д. 142, 143), судебная корреспонденция для которых направлялась по указанным в иске адресам: <адрес>, и <адрес> соответственно.
Третье лицо К.З.Ф. известить не удалось ввиду поступления из Отд. МВД России «Шенкурское» адресной справки, согласно которой К.З.Ф. снята с регистрационного учета в связи со смертью.
Ранее от главы администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красниковой О.И. поступили возражения на иск, согласно которым администрация против удовлетворения исковых требований возражала, в связи с тем, что жилой дом с кадастровым номером № располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности иному лицу. Обратила внимание на то, что интересующий истца жилой дом находится в д. Якуровская бывшего МО «Тарнянское», в то время как жилой дом с кадастровым номером № находится в д. Якуровская бывшего МО «Никольское», что указывает на не тождественность объектов недвижимости (л.д. 44, 45). Глава администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д. 123).
18.12.2023 ответчик Хромцов Г.И. представил заявление, в котором фактически с иском не согласился, указывая на то, что жилой дом <адрес> с июля 1997 года принадлежит ему на праве собственности в порядке наследования по завещанию от М.М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Как и глава администрации, ссылался на то, что интересующий истца жилой дом расположен в д. Тарня. Просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 81).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав свидетелей К.А.Е. и Т.О.Г., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены данной статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (пункт 1).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (пункт 4 статьи 234 ГК РФ).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума № 10/22) разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества, давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце 1 пункта 16 постановления Пленума № 10/22, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. В силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Исходя из положений пункта 4 статьи 234 ГК РФ и разъяснений, данных в пункте 16 постановления Пленума № 10/22, с момента принятия во владение недвижимой вещи, в отношении которой лицо просит признать право собственности в связи с давностью владения, до момента обращения в суд должно пройти не менее 18 лет, 3 года из которых составляет срок исковой давности и 15 лет - срок, поименованный в статье 234 ГК РФ.
Таким образом, для удовлетворения иска в порядке статьи 234 ГК РФ истец должен доказать наличие в совокупности добросовестного, открытого, непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение не менее 18 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных в законе условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Согласно абзацу 1 пункта 19 постановления Пленума № 10/22 возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Судом установлено, что жилой дом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, инвентарный №. Право собственности на жилой дом ни за кем не зарегистрировано. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 33).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Хромцовым Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом указанный земельный участок территориально расположен в МО «Никольское» (л.д. 35, 36).
Из технического паспорта данного жилого дома, предоставленного Шенкурским отделением ГБУ АО «АрхОблКадастр» следует, что его собственником является Хромцов Г.И. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 04.07.1997 (л.д. 55-58).
Допрошенные в судебном заседании свидетели К.А.Е. и Т.О.Г. пояснили, что жилой дом, в отношении приобретения права собственности на который заявлен иск в рамках спорных правоотношений, расположен в бывшем муниципальном образовании «Тарнянское» Шенкурского района.
Данные пояснения соответствуют сведениям, представленным по запросу суда администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области. С 01.01.2013 МО «Никольское» и МО «Тарнянское» объединены в МО «Никольское».
О не тождественности жилого дома право собственности в силу давности владения на который просит признать Литовченко Н.В. жилому дому с кадастровым номером № свидетельствует и тот факт, что инвентарный №, присвоенный жилому дому с кадастровым номером №, указан в техническом паспорте на жилой дом в <адрес>, принадлежащий Хромцову Г.И.
В отношении жилого дома № в д. Якуровская, МО «Тарнянское» по запросу суда Шенкурским отделением ГБУ АО «АрхОблКадастр» представлена справка о том, что технический паспорт на данный жилой дом не оформлялся (л.д. 83).
Обстоятельства приобретения Хромцовым Г.И. права собственности на жилой дом № с кадастровым номером № в д. Якуровская в порядке наследования подтверждены полученными от нотариуса Димак О.Н. материалами наследственного дела № к имуществу М.М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным материалам наследственного дела ДД.ММ.ГГГГ Хромцову Г.И. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию его матери М.М.И., в состав которого вошел, в том числе жилой дом, находящийся в <адрес> (л.д. 129).
С учетом изложенного, оснований для признания за Литовченко Н.В. права собственности в силу приобретательной давности на спорный жилой дом суд не усматривает, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих добросовестное, открытое и непрерывного владение истцом на протяжении 18 лет жилым домом № с кадастровым номером № в д. Якуровская, принадлежащего Хромцову Г.И., а также в силу того, что жилой дом по аналогичному адресу в бывшем МО «Тарнянское» не тождественен жилому дому, принадлежащему Хромцову Г.И.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований суд признает отсутствие установленной законом продолжительности владения Литовченко Н.В. недвижимым имуществом.
В частности, в исковом заявлении Литовченко Н.В. указала, что жилым домом <адрес> она владеет с мая 2008 года.
Факт владения истцом указанным домом, начиная с 2008 года, подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели К.А.Е. и Т.О.Г.
С настоящим иском Литовченко Н.В. обратилась 06.09.2023, то есть к моменту обращения в суд установленный законом восемнадцатилетний срок владения жилым домом не истек. Владение недвижимым имуществом в течение меньшего срока, чем предусмотрено законом, безусловно исключает возможность признания права собственности в силу приобретательной давности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Литовченко Н.В. к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области, Хромцову Г.И. о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 26 января 2024 года.