Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-3/2024 от 26.02.2024

11-3/2024

УИД: 04MS0029-01-2023-009472-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2024 года                                                    г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «ЭкоАльянс» к Косенкову А.А., Косенковой Е.А., Косенковой Н.К. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционной жалобе ответчиков Косенкова А.А., Косенковой Е.А., Косенковой Н.К. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2023 года, которым исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены, с Косенкова А.А., Косенковой Е.А., Косенковой Н.К. в пользу ООО «ЭкоАльянс» взысканы задолженность за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.09.2019 по 31.03.2021 в размере 5356,80 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в равных долях по 133,33 руб. с каждого,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с иском к Косенкову А.А., Косенковой Е.А., Косенковой Н.К., в котором просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности за оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.09.2019 по 31.03.2021 в размере 5356,80 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивированы тем, ООО «ЭкоАльянс» по адресу: оказаны услуги по обращению с ТКО, однако ответчиками обязательства по их оплате надлежащим образом не исполнены, в результате чего образовалась задолженность за период с 01.09.2019 по 31.03.2021 в размере 5356,80 руб.

В суде первой инстанции ответчик Косенков А.А., действующий на основании доверенности также от имени ответчиков Косенковой Е.А., Косенковой Н.К., исковые требования не признал, пояснил, что услуги ООО «ЭкоАльянс» им не оказывались.

Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «ЭкоАльянс», ответчиков Косенковой Е.А., Косенковой Н.К. и постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Косенков А.А., одновременно представляющий интересы ответчиков Косенковой Е.А., Косенковой Н.К., просит отменить решение мирового судьи, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что истцом услуги по обращению с ТКО не оказывались ввиду отсутствия контейнеров возле дома ответчиков. На территории проживания ответчиков вывоз ТКО осуществляется из контейнеров (бочек) для сбора мусора, установленных возле каждого дома, кроме дома ответчиков, работники истца проезжают мимо дома ответчиков, не имеют возможности исполнять возложенные на них обязанности и оказывать услугу по обращению с ТКО. В связи с отсутствием места для сбора мусора отходы вывозятся на полигон ИП Калашникова Н.Д. самостоятельно отцом ответчика Косенковым А.Н., который также проживает в доме, оплачивает коммунальные услуги. Законом для оператора предусмотрена возможность обеспечения потребителя необходимыми для осуществления сбора мусора инструментами, в частности, контейнерами и бункерами для сбора мусора. Региональный оператор, как субъект профессиональной деятельности, обладает большими ресурсами и знаниями в правовой области, должен был самостоятельно устранить обстоятельства, препятствующие осуществлению его деятельности и исполнению договора. Истцом не доказан факт оказания услуг ответчикам. Судом необоснованно приняты во внимание данные системы «ГЛОНАСС», а также нарушено право на защиту, поскольку не предоставлено время для сбора доказательств.

В судебном заседании Косенков А.А. доводы жалобы поддержал.

Представитель ООО «ЭкоАльянс», Косенкова Е.А., Косенкова Н.К., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав Косенкова А.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п.1), у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п.5).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 148(28) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Как усматривается из материалов дела, 14 мая 2018 года между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пункте 4.2 указанного соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств но Соглашению в полном объеме в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее 1 января 2019 года.

Фактически свои полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоАльянс» в г. Гусиноозерске осуществляет с 1 апреля 2019 года.

Косенкова Н.К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ,, в указанном жилом помещении зарегистрированы члены ее семьи: ответчики Косенков А.А., Косенкова Е.А.

Поскольку ООО «ЭкоАльянс» оказывает услуги по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов на территории г.Гусиноозерска, у ответчиков возникло обязательство вносить плату за оказанные услуги.

Согласно расчетной ведомости по финансовому лицевому счету, оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с сентября 2019 г. по март 2021 г. ответчиками не осуществлялась, в результате чего образовалась задолженность в размере 5356,80 руб.

Расчет задолженности, представленный истцом, проверен судом, признан арифметически верным, соответствующим требованиям закона и Тарифам, ответчиками не оспорен, иной расчет задолженности суду не представлен.

Мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 30, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

При этом мировой судья правомерно исходил из тех обстоятельств, что ответчики, как потребители оказанных истцом услуг по обращению с ТКО обязаны нести бремя расходов по оплате предоставленных услуг. Доказательств, подтверждающих не предоставление истцом услуг ответчикам, либо сведений, подтверждающих отсутствие задолженности, ответчиками не представлено.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Положениями пунктов 8(17), 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Учитывая, что региональным оператором в Республики Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «ЭкоАльянс», мировой судья пришел к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.

Достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, определены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел IX Правил № 354).

Согласно пункту 98 Правил № 354 при предоставлении потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В силу пункта 104 Правил № 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

Порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору оказания услуг установлен разделом VI Типового договора, порядок заключения которого и форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие не оказание истцом услуг или оказание услуг ненадлежащего качества. Проверка наличия либо отсутствия фактов нарушений со стороны ООО «ЭкоАльянс» по инициативе ответчиков не проводилась. Напротив, из представленных доказательств, а также пояснений ответчика Косенкова А.А., свидетеля следует, что региональным оператором регулярно осуществляется деятельность по обращению с ТКО, в том числе их сбору и вывозу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов вблизи дома ответчиков не является основанием считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения ответчиков от оплаты этой коммунальной услуги.

Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Тем самым, создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги, а также не свидетельствует о том, что ответчики не пользуются указанной услугой.

Из материалов дела следует, что на территории Республики Бурятия в частном секторе и в отсутствие мест площадки накопления ТКО, конклюдентными действиями сторон согласован бестарный сбор отходов от каждого домовладения, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 безопасным для населения и окружающей среды способом – путем непосредственной погрузки мешков потребителей в мусоровоз.

Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиками способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчики не пользуются услугой, предоставляемой истцом, в материалы дела не представлено.

Мировым судьей гражданское дело рассмотрено с участием ответчика Косенкова А.А., действующего на основании доверенности также в интересах ответчиков Косенковой Н.К., Косенковой Е.А. Ходатайство Косенкова А.А. об отложении судебного заседания от 25.12.2023 мировым судьей удовлетворено, судебное заседание отложено на 28.12.2023, которое в связи с неявкой лиц, участвующих в деле, было отложено на 29.12.2023.

29.12.2023 ходатайств об отложении судебного заседания, в котором окончено разбирательство по делу, лицами, участвующими в деле, не заявлялось.

С учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, обеспечения возможности довести до сведения суда свою позицию относительно заявленных требований, в том числе при помощи представителя и дачи пояснений (в устной и письменной форме), продолжительности нахождения дела в производстве суда, категории спора, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, нарушения права на защиту ответчиков путем ограничения времени, необходимого для сбора доказательств, не усматривается.

При таких обстоятельствах доводы Косенкова А.А., указанные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены решения мирового судьи.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2023 года по гражданскому делу по иску по иску ООО «ЭкоАльянс» к Косенкову А.А,, Косенковой Е.А,, Косенковой Н.К. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья                                                                            А.Ю.Семенова

11-3/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Экоальянс"
Ответчики
Косенкова Екатерина Алексеевна
Косенкова Наталья Кирилловна
Косенков Андрей Алексеевич
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Семенова Алтана Юрьевна
Дело на странице суда
gusinoozersky--bur.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
26.02.2024Передача материалов дела судье
27.02.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024Дело оформлено
25.04.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее