04RS0021-01-2023-004816-70
Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО1, при секретаре судебного заседания Бальжинимаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-246/2024 по исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Авеста»о возложении обязанности устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в области пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:
- организовать на территории объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, а также места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., места временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) и оборудовать металлическими контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов;
- заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- осуществить актуализацию постановленных на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- очистить земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., а также земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., расположенные по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток от отходов производства и потребления;
Обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, а именно:
- организовать прохождение лиц, допускающихся к работе на объекте защиты, обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам;
- оборудовать светильники, эксплуатируемые в помещении отдыха и приема пищи, колпаками;
- пронумеровать огнетушители;
- разработать журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и обеспечить его ведение;
- обеспечить прохождение лиц, допускающихся к работе на котельных и других теплопроизводящих установок, специального обучения;
- укомплектовать пожарный щит немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем;
- оборудовать трубу дымохода над помещением гаража искрогасителем;
- оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления;
Обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., а именно:
- обеспечить прокладку проводки в административном бытовом здании около электрощитовой и в беседке для курения по негорючему основанию;
- оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления.
В обоснование заявленных требований указано, что Забайкальской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры и мест складирования древесины установлено, что ООО «Авеста» является предприятием, основным видом деятельности которого является распиловка и строгание древесины, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Обществом осуществляется эксплуатация объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, на земельных участках с кадастровыми номерами ..., ..., а также мест складирования древесины, расположенных по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ...; ...А на земельном участке с кадастровым номером .... В нарушение действующего законодательства, территория места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., захламлена отходами в виде: прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины. При этом отходы размещены на поверхности, не имеющей гидроизолированного основания и защиты от осадков, ветров. Территория, прилегающая к пилораме, находящейся на территории пункта приема и отгрузки древесины по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, засорена корой и щепой. Территория МСД по адресу: ... засорена некондиционной древесиной (старые доски). Указанное является нарушением ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ, в части нарушения правил и норм обеспечения карантина растений при хранении и реализации подкарантинной продукции и правил борьбы с карантинными объектами, а также п. 3.1 ГОСТ 9014.0-75 «Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования, п. 3.7 ГОСТ 3808.1-2019 «Пиломатериалы и заготовки хвойных пород. Атмосферная сушка и хранение». В нарушение требований ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах» производства и потребления» договор с региональным оператором не заключен. В нарушение ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ООО «Авеста» не актуализирована информация об источниках выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. План мероприятий при НМУ, на объектах, эксплуатируемых ООО «Авеста», не разработан и не согласован в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края. Выявлены многочисленные нарушения требований правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». При эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., 700 м. по направлению на юго-восток от ..., лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Не определены порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов РФ. В помещении (отдыха и приема пищи) эксплуатируются светильники без колпаков. Огнетушители на объекте не имеют нумерацию. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей необходимо вести в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускаются к работе лица, не прошедшие специальное обучение и не получившие соответствующие квалифицированные удостоверения, при эксплуатации котельных и других тепло производящих установок. Пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению №7 ППР. На пожарных щитах отсутствуют покрывала для изоляции очага возгорания, которые должны обеспечивать тушение пожаров классов А, В, Е и иметь размер не менее одного метра шириной и одного метра длиной. На территории участка имеется засоренность горючими отходами лесопереработки. Объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации. Труба дымохода выполнена без искрогасителя над помещением гаража. На объекте отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. На открытом складе лесоматериала суммарной вместительностью до 10000 куб.м. лесоматериалов не предусмотрен противопожарный водопровод низкого давления объемом не менее 540000 литров либо м3 в нарушение п. 2.1 ППР, ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. №123-ФЗ. По данному факту постановлениями ОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский от 30.11.2023 г. директор ООО «Авеста» ФИО2 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Объект, расположенный по адресу: ... не оснащен системой пожарной сигнализации в соответствии с приложением №1 п. 4.1.2.4. Проложена проводка по горючему основанию в административно-бытовом здании около электрощитовой и в беседке для курения. Для устранения выявленных нарушений 13.10.2023 г. директору ООО «Авеста» внесено представление, в месячный срок ответ на представление не поступил, конкретные меры к устранению нарушений не приняты. Невыполнение ответчиком своих обязанностей противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды. Неисполнение хозяйствующим субъектом требований пожарной безопасности может повлечь за собой причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, может привести к чрезвычайной ситуации.
02.02.2024 г. в адрес суда поступило уточненное исковое заявление и.о. межрайонного природоохранного прокурора Дамдинцыренова Б.Б., в котором он просит обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., примерно в 700 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, а также места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., а именно: организовать места временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов и отходов лесопиления) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; осуществить актуализацию постановленных на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; очистить земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., а также земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., расположенные по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток от отходов производства и потребления; разработать и согласовать в Министерстве природных ресурсов ... план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, а именно: организовать прохождение лиц, допускающихся к работе на объекте защиты, обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам; оборудовать светильники, эксплуатируемые в помещении отдыха и приема пищи, колпаками; пронумеровать огнетушители; разработать журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и обеспечить его ведение; обеспечить прохождение лиц, допускающихся к работе на котельных и других теплопроизводящих установок, специального обучения; укомплектовать пожарный щит немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем; оборудовать трубу дымохода над помещением гаража искрогасителем; оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления. Обязать ООО «Авеста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., а именно: обеспечить прокладку проводки в административном бытовом здании около электрощитовой и в беседке для курения по негорючему основанию; оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления.
В судебном заседании представитель Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Борейко Д.Г. заявленные требования с учетом изменения предмета исковых требований поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды и в области пожарной безопасности выявлены в результате совместной работы сотрудников прокуратуры, Министерства природных ресурсов Забайкальского края и МЧС по Забайкальскому краю. Полагает, что для устранения выявленных нарушений необходимо установить срок в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, данный срок является реальным.
В судебном заседании представитель ООО «Авеста» по доверенности Аюшеева Ж.Б. не возражала против заявленных требований прокурора, суду пояснила, что в директор ООО «Авеста» с октября 2023 года по настоящее времянаходится под стражей. Представление прокурором было направлено в его адрес, фактически им не получено, соответственно, требования, указанные в представлении не были исполнены. По мере возможности ими устраняются выявленные нарушения, однако документально подтвердить устранение нарушений не может. Просит срок для устранения нарушений установить в течение 1 года, поскольку указанные мероприятия материально затратные, потребуется время для согласования с владельцами земельных участков.
Определением суда от 27.12.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющихсамостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Куприянов А.А., Самородов В.М., Крауз А.Г.
Третьи лица Куприянов А.А., Самородов В.М., Крауз А.Г. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, от Самородова В.М. поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.
Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности ООО «Авеста», в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства при осуществлении деятельности, в связи с чем прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Судом установлено, что ООО «Авеста» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 16.08.2011 г. (ОГРН 1110327009650), основным видом деятельности является – распиловка и строгание древесины, к дополнительным видам деятельности юридического лица относятся – лесозаготовки; производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей; производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий; производство деревянной тары; деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами; торговля оптовая пиломатериалами; деятельность по складированию и хранению и т.д.
Проверкой установлено и не оспаривается ответчиком, что ООО «Авеста» осуществляет эксплуатацию объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, на земельных участках с кадастровыми номерами ..., ..., а также мест складирования древесины, расположенных по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ...; ...А на земельном участке с кадастровым номером ....
Статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
В пункте 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, чтонакопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН).
Согласно пункту 220 СанПиНпри накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами
На основании пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В статье 69.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (абзац 4 части 6).
Из представленной в материалы дела справки ... от 29.09.2023 г., составленной главным государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды следует, что в рамках надзора за исполнением природоохранного законодательства, при осуществлении ООО «Авеста» деятельности на пункте приема и отгрузки древесины были обследованы территории пунктов по адресам: ...; ...А; ..., сельское поселение «Малетинское» 700 метров по направлению на юго-восток от ..., район арболитового цеха. Установлено, что территория пункта по адресу: ... захламлена отходами в виде прочих несортированных древесных отходов из натуральной чистой древесины, при этом отходы размещены на поверхности, не имеющей гидроизолированного основания и защиты от осадков, ветров. В нарушение требований ч. 4 ст. 24.7 ФЗ №89, договор с региональным оператором не заключен/представлен. Кроме этого, юридическим лицом не актуализирована информация об источниках выбросов. План мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий у ООО «Авеста» отдельным проектом отсутствует. Со слов директора ФИО2 план мероприятий при НМУ отражен в ПДВ. При этом план мероприятий при НМУ, на объектах, эксплуатируемых ООО «Авеста» не разработан и не согласован в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 г N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ (пункт2).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 названного Порядка, заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно приказа Минприроды России N 811 от 28.11.2019 г "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий" предусмотрены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1); мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов), (пункт 2); при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3).
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (пункт 19).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложении обязанности на ответчика устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенных по адресам: ..., примерно в 700 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, а также места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., поскольку невыполнение возложенных законом обязанностей нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.
Кроме этого, в ходе проведенной прокурором проверки выявлены многочисленные нарушения требований правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «ОБ утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее ППР).
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесены в числе прочих соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичных средств тушения пожаров, не допущение их использования не по назначению и т.д.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (часть третья указанной статьи).
В силу части первой статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством в числе прочих лиц несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В обоснование заявленных требований в материалы дела представлен ответ ... от 03.10.2023 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский, согласно которого, в ходе проверки деятельности лесоперерабатывающего предприятия ООО «Авеста» по адресу: ... установлено, что объект защиты не оснащен системой пожарной сигнализации в соответствии с приложением №1 п. 4.1.2.4 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 г. №1464); проложена проводка по горючему основанию в административно-бытовом здании около электрощитовой и в беседке для курения (п. 35 «з» ППР»; на открытом складе лесоматериала суммарной вместительностью до 10000 м? лесоматериалов должен быть предусмотрен противопожарный водопровод низкого давления объемом не менее 540000 литров либо 540 м?согласно п. 12.1 и п. 12.3 СП 114.13330.2016.
Из ответа ... от 28.09.2023 г. Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский следует, что проведена проверки территории, зданий и помещений, расположенных по адресу: ..., район ... 700 м. по направлению на юго-восток от ... лесоперерабатывающего предприятия ООО «Авеста», в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Не определены порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов РФ (п. 3 ППР). В помещении (отдыха и приема пищи) эксплуатируются светильники без колпаков (п. 35 «з» ППР). Огнетушители на объекте не имеют нумерацию (п. 407 ППР). Допускаются к работе лица, не прошедшие специальное обучение и не получившие квалификационные удостоверения, при эксплуатации котельных и других тепло производящих установок (п. 79 ППР). Пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (п. 410 ППР). На пожарных щитах отсутствуют покрывала для изоляции очага возгорания, которые должны обеспечивать тушение пожаров классов А, В, Е и иметь размер не менее одного метра шириной и одного метра длиной. На территории участка имеется засоренность горючими отходами лесопереработки (п. 73 ППР). Объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации. Труба дымохода выполнена без искрогасителя над помещением гаража (п. 79 «з» ППР). На объекте отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. На открытом складе лесоматериала суммарной вместительностью до 10000 м?лесоматериалов не предусмотрен противопожарный водопровод низкого давления.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «Авеста» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Так, постановлением государственного инспектора по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю №72 от 30.11.2023 г. должностное лицо генеральный директор ООО «Авеста» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением государственного инспектора по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю №73 от 30.11.2023 г. должностное лицо генеральный директор ООО «Авеста» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановления о привлечении к административной ответственности в отношении генерального директора ООО «Авеста» ФИО2 не обжалованы, вступили в законную силу, доказательств обратному в материалы дела не представлены.
Для устранения выявленных нарушений 16.10.2023 г. в адрес директора ООО «Авеста» прокурором внесено представление, в месячный срок ответ на представление не поступил, конкретные меры к устранению нарушений не приняты.
При рассмотрении гражданского дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика также не представлены доказательства устранения нарушений действующего законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности.
Доводы представителя ответчика о том, что представление прокурора было направлено в адрес директора ФИО2, которое не было им получено, в связи с заключением под стражу, что повлекло его не исполнение, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что внесение представления об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования, тогда как неисполнение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности при осуществлении деятельности ООО «Авеста» создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды или к чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несоблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природоохранного законодательства может привести к возникновению пожаров на территории населенного пункта, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба либо наступление иных тяжких последствий, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на ООО «Авеста» необходимо возложить обязанностьустранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчиков владельцев земельных участков Крауз А.Г., Самородова В.М., Куприянова А.А. судом не установлено, в связи с чем доводы представителя ООО «Авеста» в данной части подлежат отклонению.
Пунктами 4 договоров аренды, заключенных между ООО «Авеста» и Самородовым В.М., Куприяновым А.А. предусмотрено, что в случае нарушения условий договора установлена ответственность сторон по действующему законодательству.
В разделе 3 договора аренды №1 от 08.08.2023 г., заключенного между ООО «Авеста» и Крауз А.Г. предусмотрены права и обязанности сторон, а именно, ООО «Авеста» обязано использовать объекты в соответствии с условиями договора и его целевым назначением, строго соблюдать технику безопасности, не допускать нарушений норм санитарной гигиены, пожарной безопасности, окружающей среды и экологии при выполнении работ, а также проводить уборку загрязненной территории и возмещать расходы, связанные с нарушением законодательства об охране окружающей среды и экологии.
Согласно части 1 статьи 206Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока устранения нарушений 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным, учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также на пожарную безопасность, которые должны быть устранены способами, заявленными прокурором.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ООО «Авеста» в доход государства госпошлина в размере 6000,00 рублей, от которой истец при подаче иска освобожден в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Авеста»о возложении обязанности устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в области пожарной безопасностиудовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Авеста» (ОГРН 1110327009650) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенного по адресу: ..., примерно в 700 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, а также места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., а именно:
- организовать места временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов и отходов лесопиления) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;
- заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- осуществить актуализацию постановленных на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- очистить земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., а также земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., расположенные по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток от отходов производства и потребления;
- разработать и согласовать в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Возложить обязанность на ООО «Авеста» (ОГРН 1110327009650) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры по адресу: ..., примерно в 700 м. от ориентира по направлению на юго-восток, а именно:
- организовать прохождение лиц, допускающихся к работе на объекте защиты, обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам;
- оборудовать светильники, эксплуатируемые в помещении отдыха и приема пищи, колпаками;
- пронумеровать огнетушители;
- разработать журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и обеспечить его ведение;
- обеспечить прохождение лиц, допускающихся к работе на котельных и других теплопроизводящих установок, специального обучения;
- укомплектовать пожарный щит немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем;
- оборудовать трубу дымохода над помещением гаража искрогасителем;
- оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления.
Возложить обязанность на ООО «Авеста» (ОГРН 1110327009650) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации места складирования древесины, расположенного по адресу: ..., а именно:
- обеспечить прокладку проводки в административном бытовом здании около электрощитовой и в беседке для курения по негорючему основанию;
- оборудовать территорию производственной базы противопожарным водопроводом низкого давления.
Взыскать с ООО «Авеста» (ОГРН 1110327009650) в доход муниципального образования городского округа г. Улан-Удэ государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева