Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-54/2020 от 09.01.2020

Дело № 21-54/2020

Судья: Петрухина О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

20 февраля 2020 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Дементьева М.И. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 15 июля 2019 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного эколога ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьева М.И.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 15 июля 2019 года главный эколог ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьев М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 ноября 2019 года постановление должностного лица от 15 июля 2019 год уточнено в части редакции статьи 8.2 КоАП РФ, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Дементьев М.И. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности нормативы образования отходов и лимитов их размещения были утверждены, что исключает наличие административного правонарушения; правонарушение обладает признаками малозначительности; доказательства по делу исследованы не полно и не объективно.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Дементьева М.И. – Юсуповой А.А., представителя Волжско - Камского межрегионального управления Росприроднадзора Кочкомазовой О.С., прихожу к следующим выводам.

Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 226-ФЗ от 23 июля 2013 года) предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно п. 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Частями 1-3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категориях, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 6 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской федерации» установлено, что юридическое лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

ГУП «Биологические очистные сооружения» входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов, утв. приказом Минприроды России № 154 от 18 апреля 2018 года.

С учетом изложенного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, установленные либо комплексным экологическим разрешением, либо документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на из размещение у ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» отсутствовали.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении главного эколога ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьева М.И. дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения главным экологом ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьевым М.И. вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении и решении судьи сделан обоснованный вывод о наличии в действиях главного эколога ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьева М.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушении предприятием ст.ст. 21, 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона « 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «»Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты».

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

С учетом указанного доводы жалобы о том, что отсутствие у предприятия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не подпадает под действие статьи 8.2 КоАП РФ, подлежат отклонению.

Доводы жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении указанные нормативы уже были утверждены, не могут быть приняты во внимание, поскольку не исключают наличие вины в совершении вмененного административного правонарушения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, у ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» отсутствовали.

Доводы жалобы о малозначительности вмененного административного правонарушения подлежат отклонению за их несостоятельностью.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, в связи с чем действия главного эколога ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьева М.И. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание назначено главному экологу ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения»Дементьеву М.И. в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Существенных нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела должностным лицом и судьей не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 15 июля 2019 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного эколога ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Дементьева М.И. оставить без изменения, жалобу Дементьева М.И. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

21-54/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Дементьев М.И.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
09.01.2020Материалы переданы в производство судье
20.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее