Судья Егошин И.В.
Дело № 72-475/2023
УИД 59RS0007-01-2023-003630-85
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 03 октября 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии Свердловского района г. Перми Д. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении Лобановой Александры Николаевны,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии Свердловского района г. Перми от 02 мая 2023 г. № 1496 Лобанова А.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15 августа 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Лобановой А.Н., указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, председатель административной комиссии Свердловского района г. Перси Д. просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность, указывая на неверную оценку судьей фактических обстоятельств дела, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты проезда совершенного 02 апреля 2023 г. в 12 часов 29 минут в трамвае маршрута № 8 следовавшего в направлении конечного пункта «АО Инкар» и доказательства того, что оплата об оплате проезда прошла.
Лобанова А.Н., извещенная надлежащим образом, в судебном заседании в краевом суде, участие не принимала.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (в редакции по состоянию на момент совершения правонарушения) безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей.
Решением Пермской городской Думы от 24 мая 2016 г. № 96 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми (далее - Правила).
Названные Правила регулируют отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения г. Перми в части планирования, организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Перми.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету. Оплата проезда наличными денежными средствами осуществляется по регулируемому тарифу на перевозку пассажира автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми: кондуктору перевозчика, при его отсутствии - водителю перевозчика; представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого муниципальным заказчиком, заключившим с перевозчиком муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Оплата проезда безналичным способом осуществляется с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве, а также с использованием проездного документа, предусматривающего предоставление льгот отдельным категориям лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края (далее - Социальный проездной). Оплата проезда, за исключением оплаты с использованием Социального проездного, осуществляется в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом администрации города Перми.
Постановлением Правительства Пермского края от 10 октября 2022 г. № 856-п, утвержден Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края, порядка проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.4 Порядка проверка подтверждения оплаты, подтверждение пассажиром права на бесплатный или льготный проезд осуществляются путем предъявления по требованию должностного лица и (или) представителя перевозчика документов, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что документами, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, являются: билет; проездной билет; именной билет; льготный проездной документ; электронный социальный проездной документ; документ, подтверждающий право на бесплатный либо льготный проезд или преимущество по провозной плате; багажная квитанция; квитанция об оплате ручной клади; документ, удостоверяющий личность пассажира; документ, подтверждающий возраст детей.
Как усматривается из материалов дела, административной комиссией Свердловского района г. Перми Лобанова А.Н. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» за то, что 02 апреля 2023 г. в 12 часов 29 минут по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, на остановочном пункте «Муниципальный дворец культуры» в направлении конечного пункта «АО Инкар» при проверке сотрудниками КРС МКУ «Гортранс» в трамвае маршрута № 8, номер вагона 107, установлено, что при прикладывании к валидатору сотрудника КРС банковской карты пассажира Лобановой А.Н. факт оплаты проезда в указанном транспортном средстве не подтвердился, Лобанова А.Н. совершила поездку без оплаты проезда, без приобретения билета, тем самым допустила факт безбилетного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Отменяя постановление административной комиссии судья районного суда исходил из показаний Лобановой А.Н. о том, что 02 апреля 2023 г. в 12 часов 29 минут она оплатила поездку на трамвае, однако, вероятнее всего из-за того, что карта могла быть ранее внесена в стоп-лист, оплата сразу не прошла, что по мнению судьи, должностными лицами, составившими протокол по делу об административном правонарушении, административной комиссией не опровергнуто, в том числе показаниями иных пассажиров, видеозаписью с камер наблюдения, размещенных в трамвае. При этом судьей указано, что из выписки по счету дебетовой карты следует, что 02 апреля 2023 г. в 11 часов 53 минуты по местному времени (то есть более чем за полчаса до посадки в трамвай) Лобановой А.Н. на счет карты, используемой для оплаты проезда, зачислены денежные средства в размере 200 рублей. При анализе сведений, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, об оплате проезда с банковской карты платежной системы МИР (л.д. 4), и выписки по счету дебетовой карты Лобановой А.Н. следует, что со счета карты Лобановой А.Н. в 09 часов 34 минуты 03 апреля 2023 г. произведено списание в размере 33 рубля с категорией «Транспорт», в то время как в указанный период Лобановой А.Н. произведены следующие поездки: 02 апреля 2023 г. в 11:27:41 (трамвай № 5), 03 апреля 2023 г. в 11:25:08 (трамвай № 6), 03 апреля 2023 г. в 12:41:12 (автобус № 57).
Указанные выводы судьи районного суда явились основанием для прекращения производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Вместе с тем решение судьи районного суда нельзя признать законным в силу следующего.
Из постановления коллегиального органа следует, что 02 апреля 2023 г. в 12 часов 29 минут Лобановой А.Н. при осуществлении поездки в трамвае маршрута № 8 не подтвержден факт оплаты проезда, тем самым допущен безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Объективная сторона части 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае выражается в безбилетном проезде без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения.
Из материалов дела следует, что 02 апреля 2023 г. Лобановой А.Н. осуществлены две поездки на трамвае маршрутов № 5 и № 8.
Согласно сообщению МКУ «Городское управление транспорта» от 26 сентября 2023 г. по данным транспортно-карточной платформы ПАО «***» по карте ** (Лобанова А.Н.) 02 апреля 2023 г. в 11:27:41 совершена поездка на трамвайном маршруте № 5 (бортовой номер 13-088). При проведении процедуры оплаты первичный запрос банка 02 апреля 2023 г. в 11:34:15 отклонен по причине «недостаточно средств», в связи с чем карта занесена в стоп-лист. Задолженность за указанную поездку погашена только 03 апреля 2023 г. в 09:34:06 (л.д. 51).
Данные сведения подтверждаются представленным в дело скриншотом транзакций с 01 апреля 2023 г. по 05 апреля 2023 г. по карте ** принадлежащей Лобановой А.Н., в том числе об оплате проезда на трамвае маршрута № 5 (03 апреля 2023 г.), оплата за проезд 02 апреля 2023 г. на трамвае маршрута ** отсутствует, а также выпиской по счету дебетовой карты Лобановой А.Н., согласно которой 02 апреля 2023 г. в 11 часов 53 минуты произведено пополнение счета (внесение наличных 200 рублей), 03 апреля 2023 г. проведены три операции по снятию денежных средств в категории «Транспорт».
Данные содержащиеся в указанных выше документах, бесспорно, позволяют определить произведенную оплату проезда 02 апреля 2023 г. только на трамвае маршрута № 5. Сведений об оплате поездки на трамвае маршрута № 8 указанные документы, в том числе предоставленные самой Лобановой А.Н. не содержат.
Эти обстоятельства при рассмотрении данного дела не получили надлежащей оценки судьи районного суда.
Причины по которым оплата не произведена (занесение карты в стоп-лист в связи с отсутствием на ней средств для оплаты проезда), пополнение счета после занесения в стоп-лист и соответственно наличие денежных средств на карте в момент последующей оплаты проезда картой занесенной в стоп-лист не обусловлены невозможностью оплаты иным способом, вследствие чего они не имеют правового значения для рассмотрения дела.
Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что привело к ошибочным выводам и необоснованному прекращению производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Соответственно решение судьи районного суда является незаконным и подлежит отмене. При этом также подлежит отмене постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми от 02 мая 2023 г. № 1496, отмененное судьей районного суда, которое в рамках рассмотрения жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судьей районного суда нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности, равный двум месяцам, истек.
В силу статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, пункта 6 части 1 статьи. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Данный правовой подход изложен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г. (вопрос 12).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми от 02 мая 2023 г. № 1496, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15 августа 2023 г., вынесенные в отношении Лобановой Александры Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья - (подпись)