61RS0017-01-2024-001957-78 Дело № 2-1148/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2024 года г. Зверево, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Астаховой В.В.,
при секретаре Коденцевой И.В.,
c участием старшего помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ, Управлению образования Красносулинского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемой для инвалидов по зрению, суд,
УСТАНОВИЛ:
Красносулинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ, Управлению образования Красносулинского района с иском, в котором просил обязать обеспечить наличие при входе в здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, а Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ по выполнению указанных работ.
Иск мотивирован тем, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения норм и требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, посредством создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур.
По результатам проведенной проверки установлено, что в МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По результатам выявленных нарушений, 01.03.2024 городской прокуратурой в адрес директора МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель истца – старший помощник Красносулинского городского прокурора Потехина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления образования Красносулинского района просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором просила исковые требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Прокурор в силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 вышеуказанного закона предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо
от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст.15 ФЗ №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички(в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6м от уровня пола и на расстоянии 0,1м от края таблички до края дверного проема:
-перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
-перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных(6.3.6);
-рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ и Свода правил, в здании МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Данные обстоятельства в судебном заседании подтверждены копией представления заместителя Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А. на имя директора МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ, копией ответа директора МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ.
Данные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Управление образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений, общественными организациями и объединениями.
Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд удовлетворяет исковые требования, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, равно как и не представлено доказательств, опровергающих доводы изложенные в исковом заявлении.
Разрешая вопрос об установлении срока исполнения настоящего решения в соответствии со ст.204 ГПК РФ, суд полагает возможным установить его равным одному году, поскольку указанный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему, финансовым затратам за счет соответствующих бюджетных средств.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.
Обязать Управление образования Красносулинского района Ростовской области обеспечить финансирование МБОУ Гуково-Гнилушанская ООШ по выполнению работ по оборудованию входа в образовательное учреждение информационной мнемосхемой для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.
Установить срок для добровольного исполнения решения суда один год со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через постоянное судебное присутствие в
г. Зверево Красносулинского районного Ростовской области суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08.08.2024г.
Судья В.В. Астахова