Дело № 2-1169/2024 (2-6897/2023)
УИД: 16RS0049-01-2023-012018-57
Категория 2.171
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующий судья Королёв Р.В.,
при помощнике судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО2 обязать прекратить нарушения обязательных требований к маркировке товаров,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился с вышеуказанным иском, в обоснование исковых требований указав, что честный знак – национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
Фактическими основаниями подачи настоящего искового заявления являются материалы контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. В отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») были проведены мероприятия - наблюдения за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515) и Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019г. N 860).
--.--.---- г. в период с 9 часов 00 минут по 11 часов 20 минут Сабинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru/.
При анализе информации, размешенной в информационно-телекоммуникационной Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресуhttps://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО2 установлены факты повторной продажи по адресу: РТ, 421001, ... ... повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно:
--.--.---- г. в 17:47 ИП ФИО2 вывел из оборота товар (Обувь Мужская. Ввезен в РФ) с кодом идентификации №-- =Mvgx7;ajgE27.
Однако, --.--.---- г. в 19:53 ИП ФИО2 допустил повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации (№--=Mvgx7;ajgE27) путем розничной продажи. Адрес расчета: 421001, ... ....
Таким образом. ИП ФИО2 допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Вышеуказанные факты нарушают п. 10 Правил №--; п.81, п.85 Правил №--.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от --.--.---- г. №--.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по публике Татарстан ИП ФИО2 --.--.---- г. объявлено предостережение №-- о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.10 Правил №--; п.81, п.85 Правил N 860.
--.--.---- г. предостережение №-- размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий за №--.
Предостережение №-- от --.--.---- г. на основании п. 165.1 ГК РФ следует считать доставленным адресату.
--.--.---- г. в период с 08 часов 30 минут по 10 часов 00 минут Сабинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... ... проведено повторное контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru/.
При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ на основании задания начальника Лаишевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора но ... ... ФИО2 о ведении наблюдения за соблюдением обязательных требований №-- от сентября 2023 года в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО2 установлены факты повторных продаж товаров, маркированных средствами идентификации в период с --.--.---- г. по --.--.---- г..
ИП ФИО2 допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Вышеуказанные факты нарушают п. 10 Правил №--; п. 81, п. 85 Правил N 860.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от --.--.---- г. №--.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по ... ... ИП ФИО2 --.--.---- г. объявлено предостережение №---з о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер пообеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. 10 Правил №--; п. 81, п. 85 Правил N 860.
--.--.---- г. предостережение №-- размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий за №--, также --.--.---- г. предостережение от --.--.---- г. №-- направлено на электронный адрес ИП ФИО2
Возражения на предостережения в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области зашиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--) в Управление Роспотребнадзора по ... ... не поступили.
В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».
На основании проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия установлено, что в действиях ФИО2 ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения.
Действия ИП ФИО2 образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РТ №-- «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу --.--.---- г. проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
На основании изложенного истец просит суд признать действия ИП ФИО2 выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ИП ФИО2 прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; обязать ИП ФИО2 в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик в судебном заседании пояснил, что признает одно нарушение.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
При принятии решения суд руководствуется требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право на обращение в суд. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Так в соответствии с пунктом 2 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются:
1) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
3) соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», за исключением таких обязательных требований, относящихся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (часть 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Так в силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
- выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
- при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу пункта 5.1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.
Согласно пункту 7 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Судом установлено, что ФИО2 является действующим индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
--.--.---- г. территориальным отделом Сабинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... ... проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, к маркировке товаров средства идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru «Честный знак» в соответствии с заданием о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований от --.--.---- г. №--/, выданного на основании мотивированного представления о проведении мероприятий без взаимодействия №--/н от --.--.---- г. на основании статьи 74 Федерального закона от --.--.---- г. №---ФФ.
В результате наблюдения был составлен акт о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым в результате анализа данных об объектах контроля из сети «Интернет» в отношении контролируемого лица – индивидуального предпринимателя ФИО2 – в период с 9 часов 00 минут по 11 часов 20 минут --.--.---- г. установлено:
При анализе информации, размешенной в информационно-телекоммуникационной Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресуhttps://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО2 установлены факты повторной продажи товаров, маркированных средствами идентификации в период с --.--.---- г. по --.--.---- г., а именно:
--.--.---- г. в 17:47 ИП ФИО2 вывел из оборота товар (Обувь Мужская. Ввезен в РФ) с кодом идентификации №--=Mvgx7;ajgE27.
Однако, --.--.---- г. в 19:53 ИП ФИО2 допустил повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации (№--=Mvgx7;ajgE27) путем розничной продажи. Адрес расчета: 421001, ... ....
Помимо этого --.--.---- г. в период с 08 часов 30 минут по 10 часов 00 минут Сабинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... ... проведено повторное контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru/.
В результате наблюдения был составлен акт о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым в результате анализа данных об объектах контроля из сети «Интернет» в отношении контролируемого лица – индивидуального предпринимателя ФИО2 – в период с 8 часов 00 минут по 8 часов 30 минут --.--.---- г. установлено:
При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ на основании задания начальника Лаишевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора но ... ... ФИО2 о ведении наблюдения за соблюдением обязательных требований №-- от сентября 2023 года в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО2 установлены факты повторных продаж товаров, маркированных средствами идентификации в период с --.--.---- г. по --.--.---- г., а именно:
Код и наименованиетовара | Код идентификации | Адрес реализации | Дата повторной продажи |
ТУФЛИ Мужские Belle Bagnino арт. Модель ВВ цвет. РАЗНОЦВЕТНЫЙ р.43 | 0№--"QLCGrxCqMqC | --.--.---- г. | |
ТУФЛИ Мужские Belle Bagnino арт. Модель ВВ цвет. РАЗНОЦВЕТНЫЙр.43 | 0№--"QLCGrxCqMqC | ХМАО-Югра, ... ... | --.--.---- г. |
ТУФЛИ Мужские Belle Bagnino арт. Модель ВВ цвет. РАЗНОЦВЕТНЫЙ р.43 | 0№--"QLCG raCqMqC | ХМАО-Югра, ... ... | --.--.---- г. |
ТУФЛИ Мужские Belle Bagnino арт. Модель ВВ цвет. РАЗНОЦВЕТНЫЙ р.43 | 0№--"QLCGrxCqMqC | ХМАО-Югра, ... ... | --.--.---- г. |
ТУФЛИ Мужские Belle Bagnino арт. Модель ВВ цвет. РАЗНОЦВЕТНЫЙ р.43 | 0№--"QLCGrxCqMqC | Респ Татарстан, г Казань, пр-кт Ямашева 95 | --.--.---- г. |
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 указанной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации (пункт 7 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также утверждены Правила № 1956.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 г., за исключением случаев, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления.
Пунктом 15 данных Правил установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 года.
В силу пункта 35 вышеуказанных Правил, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.
Пунктом 78 Правил № 1956 предусмотрено, что при возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;
б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;
в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
г) вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара.
Таким образом, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации ИП ФИО2 товаров легкой промышленности.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Так на основании акта от --.--.---- г. №-- было составлено мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым указанные в акте действия ИП ФИО2 приводят к нарушениям обязательных требований, указанных в пункте 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами сертификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, пунктах 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в связи с чем объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено индивидуальному предпринимателю ФИО2 не допускать ввод в оборот обувную продукцию с повторно сформированным кодом маркировки.
Также на основании акта от --.--.---- г. №-- было составлено мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от --.--.---- г. №--, в соответствии с которым указанные в акте действия ИП ФИО2 приводят к нарушениям обязательных требований, указанных в пункте 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами сертификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, пунктах 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в связи с чем объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено индивидуальному предпринимателю ФИО2 не допускать ввод (вывод) в оборот обувную продукцию с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Предостережения были размещены в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Из представленных доказательств следует, что по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены нарушения положений законодательства в области защиты прав потребителей со стороны ИП ФИО2, установлен факт повторной продажи товара без возврата в оборот.
Таким образом, изложенные истцом в исковом заявлении нарушения прав потребителей, допущенные ответчиком нарушения нормативно-правового законодательства Российской Федерации, нашли свое подтверждение в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО2 и рассмотрения гражданского дела.
Вышеуказанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой информации о товаре, лишают возможности проверить сведения о товаре, его легальности и качестве до покупки.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании действий ИП ФИО2, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действий по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; а также об обязании ИП ФИО2 прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот подлежат удовлетворению.
В силу абзаца второго статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО2 обязать прекратить нарушения обязательных требований к маркировке товаров – удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 165700067498) выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 165700067498) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 165700067498) в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Королёв
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2024 года.