Дело ...
РЕШЕНИЕ
... РТ 04 мая 2023 года
Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Гиззатуллин Р.И., при секретаре судебного заседания Егоровой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Тандер» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... Административной комиссией Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении ... от ... АО «Тандер» подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РТ).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО «Тандер» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указано, что административным органом нарушен порядок проведения муниципального контроля.
В судебное заседание представитель АО «Тандер» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Привлекая АО «Тандер» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ, Административная комиссия Нижнекамского муниципального района в постановлении от ... указала, что ... в 11 часов 34 минуты при обходе территории по адресу: ...А, выявлено административное правонарушение, а именно: средство наружной информации «Магнит Косметик» размещено без согласования с органами местного самоуправления, в нарушение пункта 6.6.1 «Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования ... муниципального района Республики Татарстан».
С выводами Административной комиссии Нижнекамского муниципального района согласиться нельзя.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ административным правонарушением признается нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3.17 данного Кодекса, муниципальных правил обращения с отходами, – что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Решением Совета муниципального образования ... муниципального района от ... ... утверждены Правила внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования ... муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту – Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 6.6.1 Правил благоустройства, средства наружной информации проходят в установленном порядке процедуру согласования с органами местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований, в жалобе представитель АО «Тандер» сослался в том числе на то, что представленные в дело доказательства получены с нарушением требований Федерального закона от ... №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении помимо прочего является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п.1 ч.1).
В силу статей 1, 2, 14, 16 Федерального закона от ... № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), утверждение правил благоустройства территории поселения, муниципального и городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления. Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Названные Правила обязательны для исполнения гражданами и организациями на соответствующей территории.
Частью 2 статьи 17.1 Федерального закона №131-ФЗ закреплено, что организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ (введен в действие с ...).
Названный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которой понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов, посредством профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий, также устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В главах 12, 14 Федерального закона №248-ФЗ закреплены виды контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых как при взаимодействии, так и без взаимодействия с контролируемыми лицами и перечень контрольных надзорных действий, совершаемых при проведении того или иного вида контрольного (надзорного) мероприятия.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (ч.3 ст. 56).
Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (ст. 75).
При этом, в силу части 2 статьи 57 названного закона, контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 3 закреплено, что порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от ... ... утверждено Положение об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства.
Согласно пункту 4.1.3 Положения, контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся инспекторами на основании заданий уполномоченных должностных лиц Уполномоченного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы Уполномоченного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует вывод о том, что обстоятельства, явившиеся поводом к возбуждению в отношении АО «Тандер» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 КоАП РФ, выявлены (установлены) в ходе выездного обследования, то есть по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения обязательных требований (в данном случае Правил благоустройства). При этом, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что выездное обследование проведено на основании задания уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа.
В рассматриваемом случае, контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом проведено с существенным нарушением требований части 2 статьи 57 Федерального закона №248-ФЗ. Соответственно, результаты, полученные в ходе данного мероприятия, не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу.
Таким образом, с выводами Административной комиссии, сводящимися к утверждению о доказанности вины АО «Тандер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.6 КоАП РФ, нельзя согласиться.
В силу разъяснений, данных в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ..., при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по таким делам, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа презумпции невиновности, реализация которого заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление Административной комиссии подлежит отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу АО «Тандер» – удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении ..., вынесенное ... Административной комиссией Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в отношении АО «Тандер» по части 1 статьи 3.6 КоАП РТ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ, в отношении АО «Тандер» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.
Судья Р.И. Гиззатуллин