Дело № 2-356/2023
УИД:59RS0043-01-2022-000463-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2023 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего Хорошевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,
представителя ответчика-администрации Чердынского городского округа Остапчук С.М.,
представителя ответчика - Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края Федосеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Чердынского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Чердынского городского округа Пермского края в лице Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
прокуратура Чердынского района обратилась в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Чердынского городского округа Пермского края в лице Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование требований истец указал, что объект культурного наследия регионального значения «Башня водонапорная», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 5 декабря 2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №. Объект находится в муниципальной собственности. Приказом Инспекции от 9 февраля 2021 г. № Пр55-01-06-32 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Башня водонапорная». При визуальном осмотре 9 июня 2022 г. зафиксировано следующее: башня представляет собой трехъярусный восьмерик из красного кирпича. На момент осмотра не используется. Отмостка отсутствует. Отмечены деструкция кирпичей, выветривание кирпичной кладки цоколей и стен, локальное разрушение кирпичных профилированных карнизов, прорастание деревьев на карнизах, частично утрачено железное покрытие профилированных карнизов, крыша отсутствует, водосток неорганизованный, утрачено остекление окон, деревянные рамы поражены гнилью, оконные проемы первого этажа зашиты досками. Территория не выделена, не огорожена, не благоустроена. 11 августа 2022 г. внесено представление об устранении нарушений в адрес начальника Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа. До настоящего времени мер к приведению объекта в нормативное состояние не принято. 10 мая 2023 г. между Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа и ИП ФИО7 заключен муниципальный контракт по подготовке заключения инженера-реставратора об обследовании и выявлении критериев отнесения/не отнесения объекта культурного наследия «Башня водонапорная» к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии. Срок выполнения работ по контракту - по 15 сентября 2023 г. В случае установления статуса объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, планируется провести аукцион по предоставлению объекта в аренду на срок 49 лет с льготной арендной платой. Содержание и приведение в нормативное состояние объекта культурного наследия ввиду его особого статуса требует значительных вложений. Каких- либо гарантий того, что арендатор будет найден, даже на условиях льготной аренды, не имеется. Вид объекта - башня - ограничивает его востребованность для обычной хозяйственной деятельности, что также снижает вероятность сдачи в аренду. Непринятие мер по содержанию влечет неизбежное ухудшение состояния объекта культурного наследия, грозит разрушением объекта и последующей безвозвратной его утратой.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора Чердынского района Коростелева Е.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно указав, что объект ценный и знаковый для городского округа, если кто-то заявится на аренду, может не выполнить сложные и громоздкие обязательства, что приведет к отмене аренды, и это может продолжаться бесконечно.
Представитель ответчика-администрации Чердынского городского округа Остапчук С.М. в судебном заседании пояснила, что управление земельно-имущественных отношений является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, осуществляет единственные в своем лице полномочия собственника муниципального имущества, решает вопросы по охране объектов культурного наследия.
Представитель ответчика - Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края Федосеева А.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокуратуры преждевременны, так как срок по охранному обязательству, утвержденному приказом от 9 февраля 2021 г. Государственной Инспекции, установлен для ремонта и реставрации данного объекта культурного по 10 июня 2024 г., у собственника имеется возможность принять какие-то меры. Мероприятия проводятся, заключен муниципальный контракт на обследование объекта по выявлению критериев по отнесению данного объекта культурного наследия к категории объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Архитектором проведена проверка, объект будет признан находящимся в неудовлетворительном состоянии. Далее будут проведены мероприятия по предоставлению данного объекта в аренду на срок 49 лет с арендной платой в размере 1 рубля за квадратный метр. Данный вид объекта ограничивает его востребованность для обычной хозяйственной деятельности, есть люди, заинтересованные в его современном использовании, работа в этом направлении ведется. Если не получится с арендой, есть вариант выйти на субсидирование, данный объект законсервировать для того, чтобы не было дальнейшего разрушения. Денежных средств для ремонта и приведения приспособления для современного использования у собственника нет, только стоимость разработки научно-проектной документации составит около 2 000 000 руб. Ремонт и приспособления обойдутся округу не менее чем 30 000 000 руб. Данные денежные средства не запланированы в настоящий момент.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили отзыв, приобщенный к материалам дела.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Исходя из пп. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) следует, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В силу ст. 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Как следует из п. 10 ст. 48 Федерального закона 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, договор, предусматривающий передачу права собственности на выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона в отношении такого объекта. В случае отсутствия в таком договоре указанного существенного условия сделка является ничтожной.
Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Судом установлено и из материалов дела следует, что собственником нежилого объекта (водонапорной башни), расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Чердынский городской округ Пермского края, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13 мая 2020 г.
Данное здание является объектом культурного наследия регионального значения, поставлено на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 5 декабря 2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения».
Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 9 февраля 2021 г. № Пр55-01-06-32 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Башня водонапорная».
Из акта технического состояния от 20 июля 2020 г., подготовленного сотрудниками Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края и ГКБУК «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия», следует, что общее состояние объекта - башня водонапорная, расположенного по адресу: <адрес>, неудовлетворительное, состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов -аварийное, состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов - неудовлетворительное.
Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края 9 июня 2022 г. при визуальном осмотре водонапорной башни зафиксировано, что она представляет собой трехъярусный восьмерик из красного кирпича. На момент осмотра не используется. Отмостка отсутствует. Отмечены деструкция кирпичей, выветривание кирпичной кладки цоколей и стен, локальное разрушение кирпичных профилированных карнизов, прорастание деревьев на карнизах, частично утрачено железное покрытие профилированных карнизов, крыша отсутствует, водосток неорганизованный, утрачено остекление окон, деревянные рамы поражены гнилью, оконные проемы первого этажа зашиты досками. Территория не выделена, не огорожена, не благоустроена.
Данная информация изложена в п. 5 письма Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, направленной в прокуратуру Чердынского района, от 23 июня 2022 г. (л.д. 5-7).
9 сентября 2022 г. Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края дан ответ на представление прокурора Чердынского района, в котором указано, что на объекте культурного наследия «Башня водонапорная» планируется провести работы по признанию объекта находящимся в неудовлетворительном состоянии для последующей его передачи на льготных условиях либо в собственность, либо в аренду (л.д. 17).
11 августа 2022 г. прокурором Чердынского района внесено представление начальнику Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края об устранении нарушений (л.д. 14-16).
10 мая 2023 г. между Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа и ИП ФИО7 заключен муниципальный контракт по подготовке заключения инженера-реставратора об обследовании и выявлении критериев отнесения/не отнесения объекта культурного наследия «Башня водонапорная» к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии. Срок выполнения работ по контракту: по 15 сентября 2023 г. (л.д. 19-23).
16 июня 2023 г. Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края дан ответ прокурору Чердынского района в целях исполнения представления от 11 августа 2022 г., в котором указано на заключение контракта от 10 мая 2023 г. между Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа и ИП ФИО7, наличие планов проведения мероприятий по передаче объекта в аренду (л.д. 18).
Судом на основании представленных доказательств установлено, что ответчики, являясь законными владельцами объекта культурного наследия регионального значения и имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению (данная обязанность вменена ответчикам Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, распоряжением Губернатора Пермской области от 05 декабря 2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», охранным обязательством от 9 февраля 2021 г.), не осуществили необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, что грозит разрушением объекта и создает угрозу безвозвратной утраты объекта.
В связи с изложенным суд полагает необходимым возложить на собственника и законного распорядителя объекта, находящегося в муниципальной собственности, обязанности по разработке научно-проектной документации, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Учитывая позицию представителя Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края о стоимости разработки научно-проектной документации порядка 2 000 000 руб. и стоимости ремонтных работ не менее 30 000 000 руб., и принимая во внимание, что факт проведения названных мероприятий именно в заявленной стоимости не опровергнут ни представителем истца, ни представителем муниципального органа, иной объем финансирования не указан, оба ответчика являются правообладателями, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по разработке научно-проектной документации, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия на обоих ответчиков, а не на администрацию Чердынского городского округа Пермского края в лице Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края, что по мнению суда, не повлечет нарушение требований ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку во вводной части искового заявления указано два самостоятельных ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Чердынского района (ИНН 5902293266) в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Чердынского городского округа Пермского края (ИНН 5919030057) в лице Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края (ИНН5919030096) о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить.
Возложить на администрацию Чердынского городского округа Пермского края, Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края обязанность разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Башня водонапорная», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Возложить на администрацию Чердынского городского округа Пермского края, Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Чердынского городского округа Пермского края обязанность провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Башня водонапорная», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научно-проектной документации в срок не позднее двух лет со дня вступления законную силу решения суда.
Решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края.
Председательствующий Н.Н. Хорошева
Мотивированное решение суда изготовлено 22 августа 2023 г.