Дело №5-167/2022
УИД 62RS0020-01-2022-000494-80
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ряжск Рязанской области 17 марта 2022 года
Судья Ряжского районного суда Рязанской области Баринов С.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Шамсиддинова Р.У. при секретаре Погадаевой У.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении:
Шамсиддинова Руслана Умаралиевича, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
Шамсиддинов Р.У. являясь иностранным гражданином, совершил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, при отсутствии в его действиях признаков уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут по адресу: <адрес> выявлено, что гражданин <адрес> Шамсиддинов Р.У. являясь иностранным гражданином, допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ. Въехал на территорию РФ 02.03.2018 года и встал на миграционный учет. Срок законного нахождения на территории РФ закончился ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента РФ от 15.06.2021 №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения новой короновирусной инфекции (COVID), в настоящее время находится на территории РФ незаконно, при этом в его действиях отсутствует состав уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании Шамсиддинов Р.У. вину в совершении административного правонарушения признал полностью, суду пояснил, что знал, что находится на территории РФ незаконно, но так сложились обстоятельства.
Вина Шамсиддинова Р.У. подтверждается следующими доказательствами:
- рапортом инспектора ОВМ МО МВД России «Ряжский», согласно которому Шамсиддинов Р.У. состоящим на миграционном учете по г.Ряжску и Ряжскому району не значится, по вопросу постановки на миграционный учет, оформления патента, разрешения на временное проживание, вида на жительства в РФ, а также по факту утраты паспорта иностранного гражданина в 2022 году не обращался;
- паспортом на имя гражданина <адрес> Шамсиддинова Р.У.;
- письменным объяснением Шамсиддинова Р.У., согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ он въехал на территорию РФ, в настоящее время находится на территории РФ без регистрации;
- информацией проверки ЦБДУИГ ФМС России, согласно которой Шамсиддинов Р.У. въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, планируемая дата убытия ДД.ММ.ГГГГ;
- листком прибытия, согласно которому Шамсиддинов Р.У. поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ;
- миграционной картой №, согласно которой Шамсиддинов Р.У. прибыл на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;
-протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 час. по адресу: <адрес> установлено, что гражданин <адрес> Шамсиддинов Р.У., являясь иностранным гражданином, допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, при этом в его действиях отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния;
- свидетельством о рождении, согласно которому Шамсиддинов Р.У. родился ДД.ММ.ГГГГ и его родители: ФИО7 и ФИО4;
- копией паспорта согласно которому ФИО4 является гражданкой РФ;
- копией свидетельства о рождении согласно которому ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ и его родители: Шамсиддинов Р.У..и ФИО6,
- копией паспорта согласно которому ФИО5 является гражданином РФ;
- согласно выписке из ЕГРН ФИО4 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>;
- справкой о результатах проверки в ОСК.
В соответствии с п.1 ст. 5 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п.2 ст.5 указанного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушивший правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранный гражданин, не покинувший территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежит депортации
Таким образом, Шамсиддинов Р.У. по истечении срока временного пребывания на территории Российской Федерации, незаконно находится на территории Российской Федерации. Документов, подтверждающих право проживания или пребывания на территории Российской Федерации, он не имеет. Данными действиями Шамсиддинов Р.У. допустил нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из материалов дела, на территории Российской Федерации у Шамсиддинова Р.У. проживает мать: ФИО4, - гражданка РФ, а также сын ФИО5 - гражданин Р.Ф.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Шамсиддинова Р.У. на уважение семейной жизни.
Санкция части 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.05.2008 года №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 года №4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения, обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в конституции РФ идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Шамсиддинову Р.У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда РФ правовую позицию, с учетом конкретных обстоятельств дела, личности виновного, суд считает возможным при определении ему вида наказания за совершенное правонарушение подвергнуть Шамсиддинова Р.У. административному штрафу и не применять наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.18.8 ч.1.1, 3.5, 3.10, 29.7, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.18.8 ░.1.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4000 (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ 6214003190 ░░░ 621401001 ░░░ 01626031 ░/░ 40102810345370000051 ░░░░░ 61630101 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░»), ░░░ 18891629990004913591.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░