Дело (УИД) 70RS0001-01-2024-001096-83
№ 2-1061/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.04.2024 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Хаританович Ю.Е.
помощник судьи Васильева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя ответчика Арляповой Ю.А. гражданское дело по иску Шкуриной ЕЮ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области об оспаривании решения, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости досрочно,
установил:
Шкурина Е.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, в обоснование исковых требований указала, что решением пенсионного органа от 01.02.2024 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.01.2024 в связи с отсутствием права. Полагала, что при принятии решения ответчиком не учтено наличие у нее двух несовершеннолетних детей Покидышева НВ, родившегося /________/ в г/________/, Покидышевой АВ, родившейся /________/ в г./________/. Просила признать незаконным решение от 01.02.2024 № 1115 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.01.2024.
Истец Шкурина Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Арляпова Ю.А. иск не признала, полагала, что оснований для назначения пенсии по старости не имеется, ссылалась на прекращение действия Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», которым регулировались вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из Республики Узбекистан. Просила учесть, что дети истца родились на территории Республики Узбекистан, что не может учитываться при определении права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 15.12.2013, не отрицала, что размера ИПК и продолжительности специального страхового стажа истцу достаточно для назначения пенсии по указанному основанию.
Выслушав представителя ответчика, изучив доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.22013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 01.01.2021 в размере не менее 21 (с учетом переходных положений) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что 25.12.2023 Шкурина Е.Ю., /________/ рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 01.02.2024 Шкуриной Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с несоблюдением условий, дающих право на данный вид пенсионного обеспечения (дети родились на территории Республики Узбекистан, что не может учитываться при определении права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 15.12.2013).
Указанным решением истцу засчитано в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона « О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 25 лет 6 месяцев 12 дней.
В силу ч. 8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имелись до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До 1 января 2015 года трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту «в» ст. 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 года в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в ст. 89 данного Закона, периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» граждане других союзных республик, проживающие в Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Согласно ч.ч. 2-3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на место жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Содружества Независимых государств, осуществляется но нормам Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения (в данном случае – Республики Узбекистан); во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, следует, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевшийся в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, указанными нормами материального права регулируются порядок и условия назначения страховой пенсии гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, в данном случае из Республики Узбекистан.
Пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств бывших республик Союза ССР», предусмотрено, что представляемые документы о стаже и заработке из государств бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 17 Указания от 18.01.1996 № 1-1-У).
Аналогичное условие предусмотрено и п. 4 вышеназванного Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р.
Истцом представлено свидетельство о рождении Покидышева НВ, родившегося /________/ в /________/, Покидышевой АВ, родившейся /________/ в г/________/.
Указанные свидетельства суд признает в качестве доказательств, подтверждающих факт рождения истцом детей на территории Республики Узбекистан.
Согласно решению пенсионного органа от 01.02.2024 продолжительность страхового стажа истца с учетом перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в стаж работы на Крайнем Севере составляет 25 лет 6 месяцев 12 дней, размер ИПК 74,070, что следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и соответствует условиям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что пенсионным органом истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в связи с несоблюдением условий, дающих право на данный вид пенсионного обеспечения, так как дети родились на территории Республики Узбекистан, что не может учитываться при определении права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, принцип территориальности в области пенсионного обеспечения применяется только к вопросам учета стажа и не охватывает иные элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии.
Поскольку на момент обращения Шкуриной Е.Ю. в пенсионный орган соблюдены условия, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона» от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях, что следует из решения пенсионного органа от 01.02.2024, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по заявленному основанию с 25.01.2024 (достижения возраста 55 лет) подлежит удовлетворению.
При этом правовых оснований для признания решения от 01.02.2024 № 1115 незаконным не имеется, т.к. ответчик не наделен полномочиями по оценке указанных обстоятельств при рассмотрения обращения истца от 25.12.2023.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Шкуриной ЕЮ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области назначить Шкуриной ЕЮ рождения, досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.01.2024.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято 16.04.2024.